Великое освящение воды в Крещенский сочельник в монастыре
18 января 2022 г., накануне праздника Крещения Господня, в Санаксарском мужском монастыре наместник обители архимандрит Иннокентий (Руденко) возглавил утреннее богослужение в Соборном храме.
Его Высокопреподобию сослужили игумен Венедикт (Кулешов),иеромонах Александр (Поляков), иеродиакона Амвросий (Черничук), Савва (Баркарь) и Феодор (Колесников). Были совершены Царские Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Василия Великого и затем освящение воды Великим чином.
По Иерусалимскому Уставу, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза:
– в Крещенский сочельник,
– непосредственно в сам праздник Богоявления.
Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Спасителя в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, т.е. по старому стилю) было уже позже, в 5 веке. От этого времени положено начало церковному явлению – святкам, заканчивающимся Навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово Навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила в этот день строгий пост. «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, а мерой каждого является его совесть. Каждый верующий строгость своего поста определяет индивидуально, по силам и по благословению духовника.