Лента последних материалов

"Мнение"

         Дорогие друзья, каждому из нас случается оказываться в ситуации, когда нам приходится отстаивать свою точку зрения по какому-либо вопросу. И, очень часто, от оппонентов, не желающих соглашаться с нашими доводами, можно услышать: в конце концов, это моё мнение и я имею на него право. Вот об этом «мнении» мне сегодня и хотелось бы поговорить.

         Никого не удивлю, если предположу, что мы живём в мире мифологем. Это популярные, социально значительные идеологемы, которые активно участвует в формировании мировоззрения и поведения людей. Например: «социальная справедливость», «свобода, равенство, братство», «экономическое мышление», «научно-технический прогресс», «цивилизованные страны», «новые информационные технологии», «бытие определяет сознание», «сколько людей столько и мнений».  Такие привычные,  «безобидные» и главное «правильные» словосочетания. Но за каждым из них скрывается иногда маленькая, но чаще большая ложь. Красивое: «свобода, равенство, братство» почему-то оборачивается разнузданностью, хамством и дерзостью. «Цивилизованные страны» оказываются странами, которые узаконивают давно отвергнутые христианством языческие пороки. «Экономическое мышление» предполагает до предела развитое сребролюбие.  

       Но, как известно: «не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности».[1] Так и в массовом сознании нашего народа прочно обосновался ложный тезис: сколько людей, столько и мнений. Ложность этого постулата очевидна, так как даже самый сложный вопрос, предполагающий множество вариантов решения, на самом деле сводится к двум, трём наиболее приемлемым. Остальные варианты – просто глупость или игра воображения. Но людям льстит сознание того, что они имеют право считать так, как им хочется, хотя в сущности, как мы видим, это иллюзия. Зато, это тешит их самолюбие и гордыню. Если мы спросим: а почему собственно вы так считаете, – то не получим сколько-нибудь вразумительного ответа. Чаще всего можно услышать: это моё мнение, мне так кажется. Но ведь мнение от слова <мнить>, а мнить – это и есть казаться. Получается: мне кажется, потому что, кажется. Эта бессмыслица называется тавтологией, логической ошибкой.

       Очень часто, высказывая «своё мнение», человек подразумевает, что это продукт его интеллектуальных усилий. Однако  мнение у рядового обывателя по тому или иному вопросу складывается, как правило, не вследствие его личного опыта или глубокомысленного изучение вопроса, или привычки к диалектическому анализу, а на основании той информационной мешанины, в которой он постоянно пребывает. Краем уха во время движения на работу из радиоприёмника, услышанное слово, краем глаза во время ужина, увиденный телевизионный сюжет, бегло прочитанное в интернете сообщение. Там что-то услышал, здесь что-то увидел и так изо дня в день. Не то что проверить, даже элементарно обработать (осмыслить, сопоставить с уже имеющимися фактами) этот поток информации человек не в состоянии. Но не зафиксированная сознанием, информация не исчезает бесследно, сохраняясь в нашем бессознательном. И вот, по всем известному закону, количество  переходит в качество.  И вчерашнему дилетанту, достаточно хорошо разбирающемуся только в узкой сфере своей профессиональной деятельности, вдруг начинает казаться, что он "имеет что-то сказать", у него есть "своё мнение" по сложнейшим вопросам, требующим или серьёзного научного знания, или ясного понимания, что есть добро, а что зло (устойчивого мировоззрения).

        Этой ситуации весьма способствуют теле и радио "спектакли", где для обсуждения вопросов, решение которых возможно только при наличии единого мировоззрения всех участников программы, приглашается разношерстная публика по принципу известности или "успешности" актёры, певцы, политики. Надо ли говорить, что результат этих обсуждений нулевой, каждый остаётся "при своём мнении". Поневоле закрадывается подозрение, что цель у всех этих «посиделок» одна: надо чтобы у обывателя, следящего за дискуссией, создалось впечатление, что всё относительно. Что единого взгляда на те или иные общественные явления просто не существует в принципе. Поэтому и «его мнение» тоже имеет право на существование.

          Но, как мы помним, своё мнение у человека по какому-либо вопросу может быть только в том случае, когда этот вопрос им изучен досконально (если это касается научной темы) или человек обладает устойчивым мировоззрением (если затрагиваются общие вопросы, связанные с понятиями справедливости, добра и зла). Думаю, никого не обижу, если предположу, что подавляющая масса нашего народа не обладает ни достаточными научными знаниями, ни устойчивым мировоззрением. И, тем не менее, у большинства населения есть «своё мнение» практически по любому вопросу.

        Этот парадокс объясняется просто. Во-первых, как уже было упомянуто, это прямое следствие информационного воздействия. Во-вторых, для большинства людей признать, что они в чём-то не компетентны, мешает гордость. Причём гордость особого рода – гордость ума, «она слышится в самой боязни каждого прослыть дураком»,[2] – как писал по этому поводу Гоголь. Для таких «пугливых гордецов», естественнее упорно настаивать на своём, даже если в глубине души они подозревают или даже уверенны, что неправы, чем смиренно признать, что они не знают ответа на вопрос.

       Но почему не вся информация воспринимается одинаково? Дело в том, что из информационного потока человек, скорее всего, улавливает и усваивает ту информацию, которая ближе ему по его духовному состоянию. Существует и обратный эффект: чем чаще человек соприкасается с информацией определённого духовного содержания, тем легче и естественнее она им усваивается, поскольку он сам проникается этим духом. Надо ли говорить, каким духом пронизано наше информационное пространство? Но, как писал один известный поэт: если звёзды зажигают – значит это кому-нибудь нужно.[3] Ну, а кому нужно чтобы русские люди становились циниками, хамами, эгоистами, блудниками, богохульниками? Все же прекрасно понимают, что государство с такими гражданами просто нежизнеспособно. И, однако же народ просто утопает в потоке безнравственных, развращающих, а иногда просто лживых информационных радио и теле-передач, газетных статей, интернет-сообщений.[4] Совершенно понятно, какое мнение будет у населения страны по жизненно важным основополагающим вопросам после такой информационной обработки.

          Как же современному человеку вырваться из плена ложных мнений, навязанных стереотипов и закабаливших его сознание мифологем? Так же как и 2000 лет назад. Надо просто стать христианином. И тогда, слова святого Апостола Иоанна Богослова будут относиться и к нам: "Вы имеете помазание от Святого и знаете все ... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое  помазание учит вас всему... то, чему оно научило вас, в том пребывайте" (1Ин. 2:20-27). Известный богослов Вл. Лосский (1903 – 1958) поясняет, что "помазание" (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого.

        Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, которое открывает нам всякое познание. Но зато, в ком нет этого помазания, очень легко поддаются обману и непринужденно усваивают ложь. Насколько духовное состояние человека влияет и на его способность к восприятию информации подчеркивает  Блаженный Августин (354 — 430) в своем "Внутреннем учителе": "Я говорил ко всем. Однако те, в которых не говорит внутреннее помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными... Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух".[5]

Божие благословение пребывает со всеми вами.


[1] Г.Лебон Психология народов и масс

[2] Н.В.Гоголь Светлое воскресенье. Размышления о Божественной Литургии Стр.203 М.:Эксмо, 2006. – 800с. (Антология мысли)

[3] В.Маяковский Послушайте

[4] Кривцова Л.Н. депутат Московской областной Думы кандидат социологических наук. Шестые Покровские Общественные чтения «Общество, государство, Православие» Культурное наследие России и его место в государственном обустройстве М. 2007г.

[5] Вл. Лосский. Вера и богословие. С. 105.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2