Лента последних материалов

Принципы оглашения в Русской Православной Церкви сегодня

Идея о необходимости возрождения практики оглашения в Русской Православной Церкви, как видно из истории, возникала уже в начале века, однако, в связи со сменой режима и запретом на проповедь и какую-либо просветительскую деятельность Церкви в СССР, на долгие годы была забыта.

Рубежом в новой истории Церкви можно считать юбилей – 1000-летие Крещения Руси, когда праздник неожиданно приобрел церковно-государственную окраску. Было снято несколько документальных фильмов, по центральному телевидению транслировались богослужения, а на празднование в Москву собрались представители Поместных Православных Церквей и христианских конфессий со всего мира. А после распада СССР и окончания периода господствующего атеизма  храмы стали наполняться людьми, все более проявляющими интерес к Церкви, ранее существовавшей на правах музейного экспоната, а теперь принимающей активное участие в новой жизни государства. Стали возвращаться храмы, монастыри, открываться духовные школы, т.е. Русская Православная Церковь стала стремительно численно расширяться. Но неизбежно численность стала приводить к тому, что встал вопрос качества христианской жизни. Поэтому уже с самого начала этого процесса, т.е. с началом 90-х годов снова встал вопрос об острой необходимости возрождения института катехумената. Конечно, правдой будет сказать, что Русская Православная Церковь стала первопроходцем в этом вопросе среди Поместных Православных Церквей. Естественно, в традиционно православных странах, таких, как Греция, катехизация существовала всегда, но в основном - в форме семейной катехизации, обучения детей религии в школах, а также индивидуальной катехизации тех, кто взрослым решил принять крещение, перейдя, например, из ислама или другой религии. Такие случаи – единичны, и, поэтому, не создали четкой системы. В России ситуация приняла совершенно уникальные формы. На пороге второго тысячелетия русского Православия началось «Второе Крещение Руси», когда в Церковь стали приходить и креститься массы бывших атеистов. Школы, средние и высшие учебные заведения открыли двери для священников, а при храмах стали создаваться воскресные школы. В связи с этим, уже 1 февраля 1991 года был образован Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, которому было поручено заниматься вопросами всех видов религиозного образования на всех уровнях, начиная от воскресных школ, заканчивая ВУЗами. В 1995 году образован Синодальный Миссионерский отдел, появляется Концепция возрождения миссионерской деятельности в Русской Православной Церкви. Так начинается возрождение деятельности Русской Православной Церкви в области катехизации, и постепенно возрождается практика оглашения, в настоящее время ставшая обязательной на всей канонической территории Церкви.

Организация оглашения в Русской Православной Церкви базируется на ряде документов, которые в разные годы были приняты Архиерейскими Соборами и Священным Синодом. Это – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором 2000 г., «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», утвержденная Священным Синодом 27 марта 2007 г., документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятый Священным Синодом 27 декабря 2011 г., послания и выступления Святейшего Патриарха, рекомендации Миссионерского отдела и отдела религионого образования и катехизации РПЦ. Оглашение в современной Русской Православной Церкви – это не в полном смысле этого слова «Катехуменат», поскольку понятие катехумената включает в себя отдельный канонический статус катехумена, который на данный момент в РПЦ не определен, и организацию четкого последовательного процесса.

В 2013 году журнал «Православное обозрение» выпустил специальный выпуск, в котором поместил сборник, составленный священником Александром Усатовым «Оглашение на современном этапе», в котором собраны и резюмированы в целостную концепцию принципы организации системы оглашения в Русской Православной Церкви, а также помещена каноническая база, на которую должен опираться священник, в осуществлении оглашения. Поскольку, это издание в настоящий момент является наиболее полным и содержательным по этой теме, то целесообразно взять его за основу описания современного положения в вопросе возрождения института катехумената в РПЦ.

Система катехумената, описанная о. Александром, также строится на древних принципах оглашения, указанных в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»: «…традиционно воцерковление взрослых некрещенных людей проходит ряд ступеней: свидительство (предоглашение) – оглашение- Крещение – научение (тайноводство)»[1].

Период предоглашения – это, как и в древности, знакомство человека с Церковью, со Священным Писанием. Период «слышания», который рождает веру: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). В этом периоде важно наличие в храме консультантов, дежурного священника, людей из постоянных прихожан, а также в этот момент важна роль работников храма, которые, как правило, впервые и встречают вновь пришедшего человека и дают ответ на его вопросы. Отдел религиозного образования и катехизации (ОРОиК) рекомендует размещение в храме информационных стендов о том, где и когда проходят беседы перед Крещением, а также информационных листовок и брошюр для бесплатной раздачи, образцы которых также были разработаны ОРОиК в 2013 году[2].

Необходимым пунктом в процессе оглашения является покаяние, исповедально-доверительная беседа со священником[3]. По сути, это уже начало оглашения, поскольку осознание человеком своих грехов – есть первый шаг к изменению своей жизни, чем в своей сути и является Крещение как рождение в новую жизнь. Вместе с этим, в этой доверительной беседе со священником человек может полнее раскрыть свои намерения относительно Крещения, и исправить свои, возможно, неправильные убеждения относительно веры. Также священник в процессе предкрещальной исповеди может выяснить, нет ли препятствий к Крещению, и составить себе представление о будущем члене приходской общины[4]. Каноническое право Православной Церкви указывает на некоторые обстоятельства, которые являются препятствием к совершению Таинства Крещения. Первое – это наличие уже совершенного канонически правильно Крещения, при отсутствии сомнений в этом. В данном случае повторения Крещения быть не может по 47-му правилу святых Апостолов[5]. Если же неизвестно о наличии Крещения или сомнении в правильности его совершения, то Таинство должно быть совершено (84 правило VI Вселенского Собора)[6]. Документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» говорит о недопустимости совершения Крещения над взрослыми, «…которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве»[7], т.е. сознательно противятся участию в огласительных беседах. Препятствием к Крещению является неправоверие, т.е. несогласие с каким-либо из пунктов Символа Веры или участие в движениях и сектах, несовместимых с православной верой, занятие магией, гаданием, оккультными и восточными практиками и т.д[8]. Также не допускаются к Крещению в Православной Церкви те, кто не желает оставить явно греховный и порочный образ жизни или имеет несовместимый с христианством род занятий (например, является врачом, производящим аборты)[9]. Невозможно крещение человека, имеющего неверные мотивы к Крещению, например, по принуждению родственников, по традиции, или из корыстных побуждений. В этом случае, в процессе оглашения, катехизатор должен приложить усилия к формированию у катехумена истинных мотивов к Таинству[10]. Эти указания важны для нас в контексте описания истории возрождения катехумената в том смысле, что на современном этапе церковная общественность подошла к перелому в сознании о том, что иногда в Крещении можно и нужно отказать, или отложить его совершение на время, возможно, длительное. Советский период в жизни Русской Православной Церкви создал в сознании как целого пласта верующих того времени, так и духовенства, вышедшего из тех лет, что Крещение – это свидетельство веры, и то, что человек хотя бы пришел в храм, чтобы креститься – это уже хорошо, и никак нельзя препятствовать в этом никакому человеку. В те годы это было в большинстве случаев именно так, поскольку те, кто крестился, могли за этот шаг поплатиться очень многим, даже свободой и жизнью. Сегодняшняя ситуация – совершенно иная, сегодняшние оглашаемые – это люди, имеющие такой широкий спектр убеждений и жизненных обстоятельств, какого в истории человечества, наверное, никогда не существовало, поэтому ограждение церковной общины от злонамеренных и неправомыслящих лиц представляется насущной необходимостью в деятельности пастыря, дабы, во-первых, не дискредитировать саму Церковь через вступление в нее одиозных и соблазнительных фигур, так и воспитать в пастве верность учению Христа, на страже которого он поставлен. Первым уроком неосмотрительности в начале 90-х годов в нашей стране стало засилье экстрасенсов и ворожей, которые брали у доверчивых батюшек благословение, а потом спекулировали на их именах, доставляя немало хлопот самим священникам, и соблазн пастве.

Немаловажен пункт о том, кто может проводить оглашение. В первую очередь, это, конечно – священник, которому в Церкви усвоено учительское призвание, диакон, по древней традиции, или катехизатор из мирян, достаточно подготовленный для этого, имеющий опыт церковной жизни и богословское образование. В настоящее время, согласно определению Священного Синода от 12 марта 2013 года о «Правилах подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности»,  в епархиях Русской Православной Церкви, на базе духовных учебных заведений и епархиальных просветительских центров формируются курсы по подготовке катехизаторов в соответствии с программой, разработанной ОРОиК Московской Патриархии с тем, чтобы в дальнейшем каждый катехизатор мог получить аттестат, действующий на всей территории Русской Православной Церкви. Если аттестованный катехизатор в дальнейшем планирует продолжить свое духовной образование и получить священный сан, то наличие аттестата позволит ему продолжить обучение в духовной семинарии с 3-го курса[11].

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года на тех приходах, где это возможно организовать, предписано ввести должность штатного педагога-катехизатора, который должен быть аттестован в епархиальном ОРОиК[12]

По поводу продолжительности оглашения в Русской Православной Церкви централизованных указаний нет. Сборник «Оглашение на современном этапе» в этом вопросе руководствуется рекомендацией проведения огласительных бесед для взрослых и молодежи старше 14 лет в течение одного месяца. При этом дается ссылка на «Слово огласительное» свт. Иоанна Златоуста, в котором упоминается тридцатидневное оглашение[13]. На практике, в большинстве епархий Русской Правослвной Церкви оглашение проводится не по времени, а по количеству посещенных бесед-лекций. Их число варьируется приблизительно от двух до четырех. При отсутствии возможности организации более длительной катехизации, количество бесед может быть сокращено до минимального значения – двух. При этом, на первой беседе необходимо выяснить мотивы у желающего креститься, помочь ему в усвоении христианского понимания Таинства Крещения, а на второй – преподать наставление в вере, объяснив кратко содержание основных догматов, содержащихся в Символе Веры, который крещаемому должен стать понятен[14]. Такая практика, в основном, распространена в крупных городах, где количество прихожан, которые знакомы священникам, значительно отличается от общего количества приходящих в храм. В сельской местности, особенно в маленьких селах, где священник проживает в тесном общении со своей паствой, необходимость в формализации оглашения отпадает, и основная функция ложится на пастырские качества самого пастыря, который призван к более тесному контакту со своими односельчанами в деле их духовного просвещения. Есть добрые примеры, когда внимательный и трудолюбивый священник в своем селе организует очень крепкую и здоровую приходскую общину, в которой оглашение становится процессом, органически вписанным в жизнь молодой семьи уже с момента их вступления в брак, когда пастырь посещает их дом,  помогает им решать их проблемы одновременно с их родителями, и дети, рождающиеся в таких семьях уже изначально получают начатки семейного религиозного воспитания, которое продолжается в храме. Если же, наоборот, пастырь относится к своему делу индифферентно, то и формально организованное оглашение на приходе, пусть даже с участием подготовленного катехизатора, становится весьма ущербным, поскольку в центре всего процесса оглашения должно стоять не столько изучение основ веры, сколько вхождение оглашаемого в церковную общину. А если таковая де факто отсутствует, то весь процесс предкрещальной подготовки на большой процент превращается в профанацию.

Беседы обязательны для посещения также родителями и восприемниками младенцев, которые записываются на Крещение в храме. Для этих бесед минимум ограничивается одной беседой, а после предлагается свободное посещение тематических бесед[15]. При этом, в некоторых епархиях, выдаются удостоверения о том, что человек прошел курс огласительных бесед, что является допуском его к участию в Таинстве Крещения ребенка. Восприемникам и родителям во время беседы необходимо отметить необходимость регулярного причащения ребенка после Крещения[16], и личного участия в Литургической жизни Церкви, поскольку восприемники являются для новокрещенного образцом христианина.

Со дня Крещения и причащения начинается период тайноводства, введение новокрещенного в та́инственную жизнь Церкви. И здесь принципиально важную роль играет церковная община, и то, как новый ее член впишется в ее жизнь. В связи с этим, безусловно важным является организация при приходе воскресной школы для детей и взрослых, кружков, просветительских центров, волонтерских движений, и другие формы внебогослужебного общения священника с прихожанами[17], т.е. грамотная организация посткрещальной катехизации.

Посткрещальная катехизация в современной Православной Церкви является наиболее развитой формой осуществления катехизации. Ситуация такова, что большинство из традиционно православных слоев населения (русские, мордва, чуваши, и т.д.) являются крещенными в детстве. Те, кто крестился в начале постсоветского периода, не получили никакой катехизации, поскольку в то время совершения Крещения происходило лавинообразно, подобно крещению целых языческих народов, которые принимали Крещение вслед за своим вождем. Тогда это была реакция на крушение советского официально атеистического режима, дань вспышке интереса к Православной Церкви после 1989 года – 1000-летия Крещения Руси, иногда акт некоторого диссидентства. Волна прошла, и храмы, внезапно наполнившиеся в конце 80-х, начале 90-х, вновь опустели. Это вполне закономерно, поскольку само по себе Крещение, без четкой мотивации и прочного фундамента веры так и остается лишь эпизодом в жизни человека: ярким, красивым, безусловно, благодатным, но кратковременным. Поэтому в настоящее время основная задача по возрождению катехизации ложится именно на религиозное образование в воскресных школах для детей и взрослых. Практика показывает, что в традиционно православных регионах крестится взрослых людей – единицы, а приходят в храм уже крещенных, но по вере язычников – сотни. Поэтому на организацию посткрещальной катехизации Церковь обращает самое пристальное внимание, и центральное место в этом деле занимает религиозное образование детей.

Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ уже в 1992 году заключил договор с Министерством Образования РФ о сотрудничестве[18]. Это позволило представителям Церкви войти в школы и ВУЗы, где, в качестве факультативных занятий, организовать преподавание основ Православия. В следующем – 1993 году, выходит указ Святейшего Патриарха Алексия II о создании епархиальных отделов религиозного образования и катехизации на местах. Начинают появляться православные школы: к 1994 году в Москве действуют 80 воскресных школ и 21 православная гимназия. В 1996 году в Курской области начинается впервые преподавание в школах «Основ Православной культуры», а к 2006 году – преподавание ведется в 15 регионах России, в 11 184 общеобразовательных школах[19].

В 2000 году юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял ряд постановлений, в которых уделяется большое внимание необходимости создания при каждом монастыре и приходе воскресных школ, отмечается необходимость утверждения прав верующих детей и их родителей на получение доступного религиозного образования. С этой целью Собор считает полезным проведение в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях уроков христианского вероучения по желанию учащихся и их родителей, а также отмечено полезным создание церковных общеобразовательных учебных заведений[20].

В настоящее время, с 2012 года,  во всех регионах России в школах ведется преподавание «Основ религиозных культур и светской этики». Утвержден образовательный стандарт, по которому педагогические ВУЗы ведут переподготовку педагогических кадров с выдачей соответствующего сертификата[21].

Таким образом, резюмируя практику катехизации в Русской Православной Церкви можно отметить, что на сегодняшний момент в РПЦ сложилась система духовного просвещения, охватывающая все уровни образовательной деятельности. Система оглашения представляет собой достаточно гибкую структуру, состоящую из основного принципа обязательности оглашения, но жестко не регламентирующую способы его осуществления. В соответствии с этим, каждая епархия разрабатывает свою схему огласительных бесед, наиболее приемлемую в конкретных местных условиях, систему контроля исполнения распоряжений священноначалия в этой области, пособия и методические указания для катехизаторов. Стоит отметить, что на сегодняшний день разработаны и централизованные пособия, выпущенные ОРОиК в 2013 году: «Оглашение на современном этапе» и «Практическое руководство по приходскому консультированию», а также при отделе с 2009 года существует экспертный совет, который осуществляет рецензирование учебных пособий, аудио- и видео- продукции и присвоение грифа, позволяющего использование данных материалов в образовательной системе РПЦ[22].

Система посткрещального образования представляет собой параллельно идущие комплексы «Основ православной культуры», преподаваемые в светских образовательных учреждениях, которые ограничены рамками государственного стандарта, и программы воскресных школ при храмах и монастырях, которые дополняют школьные занятия непосредственно религиозным и церковным компонентом, цель которого, в отличие от курса ОПК, дающего лишь информативную базу, непосредственно осуществить воцерковление учащихся посредством непосредственного контакта со священнослужителями и педагогами церковной общины и участия в Литургической жизни прихода.

Существует и система богословских курсов или воскресных школ для взрослых. Как правило, при создании детской школы сразу же возникает потребность в организации бесед с родителями, которые приходят с маленькими детьми на уроки в воскресную школу. Тогда часто взрослые отделяются в отдельную группу, которая занимается где-нибудь рядом.

Эта образовательная часть катехизации – параллель школьного и приходского обучения основам веры, как раз соответствует той, которая существует в традиционно православных странах – Греции и Сербии.

Интересным элементом в процессе возрождения института катехумената в Русской Православной Церкви стало появление чина Крещальной Литургии, разработанного Свято-Тихоновским Православным Богословским институтом в 2000 году, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II. Для нас этот чин представляется важным в том плане, что он предполагает не просто совершение Таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии одновременно, но и некий путь человека, приступающего к этим Таинствам Посвящения. Это позволяет вплотную приблизиться к изучению практической стороны организации катехумената в Православной Церкви сегодня и, путем обобщения подобного опыта разных епархий, выработать концепцию его возрождения.

Чин начинается обычным последованием входных молитв и проскомидии. После – обычный возглас начала Литургии «Благословенно Царство…», далее – последование освящения воды, освящение елея, помазание крещающегося елеем, и само Крещение. Обхождение вокруг купели соединяется с малым входом, на котором возглашается входный стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси». Далее, вместо Трисвятого - «Елицы…», крещальные Апостол и Евангелие. На сугубой ектении поминаются восприемники и новокрещенные. Ектения об оглашенных отсутствует, и сразу – Литургия верных. Далее – по чину Литургия свт. Иоанна Златоуста, молитвы на измовение и пострижение власов помещаются отдельно, и совершаются после Литургии[23].

За основу данного чинопоследования взят чин Крещальной Литургии в Элладской Церкви. Этот чин предписывает совершать чин оглашения, экзорцизмы и проч. отдельно – накануне, дабы не удлинять и без того длинный чин Крещальной Литургии. Чин воцерковления производит один из священников, при соборном служении, после Великого Входа, а при одиночном служении – перед причащением, когда закрыты Царские врата[24]

В настоящее время Крещальная Литургия используется во многих епархиях Русской Православной Церкви для совершения Таинства Крещения взрослых людей. Несомненно, такая практика, уходящая корнями в древние традиции христианской Церкви, в современном контексте возрождения института катехумената является важным моментом в жизни новопросвещенного христианина, позволяющего во всей полноте, завершив путь оглашения, пережить полноту личной Пятидесятницы – соединения со Христом. Отдельного внимания заслуживает практика совершения таких Литургий архиереем, как, например, с 2008 года, Крещальные Литургии совершаются в Нижегородской епархии[25].

Иеромонах Тихон (Федяшкин), магистр богословия

 


[1] Цит. по священник Александр Усатов «Оглашение на современном этапе», Православное образование, М.: 2013 г., с. 7

[2] См. там же, с. 15-16

[3] См. там же, с. 16

[4] См. свящ. Александр Усатов, ук. соч, с. 17

[5] Книга Правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. – М.: Русский Хронографъ, 2004 г., с. 22

[6] Там же, с. 109

[7] Цит. по свящ. Александр Усатов, ук. соч., с. 31

[8] См. там же, с. 32

[9] См. свящ. Александр Усатов, ук. соч, с. 33-34

[10] См. Там же, с. 35-36

[11] Циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии № 01-2295  от 11 июня 2013 г.  

[12] См. Священник Александр Усатов, ук. соч., с. 18

[13] свящ. Александр Усатов, ук. соч, с. 20

[14] Там же, с. 22

[15] Свящ. Александр Усатов, ук. соч., с. 46

[16] Там же, с. 47

[17] См. там же, с. 58

[18] Открытая Православная энциклопедия «Древо»: «Отдел религиозного образования и катехизации»: http://drevo-info.ru/articles/17349.html

[19] См. Открытая Православная энциклопедия «Древо»: «Отдел религиозного образования и катехизации»: http://drevo-info.ru/articles/17349.html

[20] См. там же

[21] См. там же

[22] Официальный портал ОРОиК: Информация об экспертном совете ОРОиК РПЦ: http://media.otdelro.ru/content/Informacija-ob-Yekspertnom-sovete-OROiK-RPC.html

[23] «Последование Крещальныя Литугии», ПСТБИ,  М.:2002 г.

[24] См. там же

[25] Официальный сайт Нижегородской Митрополии, «Пасха начинается с крещения в Великую Субботу»: http://www.nne.ru/pub.php?id=610

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2