Лента последних материалов

Принципы организации катехизации в традиционно православных странах

В традиционно православных странах, таких, как Греция и Сербия, также стоит вопрос о необходимости возрождения катехизации. В качестве предпосылок для этого процесса указываются те же причины, которые существуют и в Европе, и в России: индифферентность молодежи к нравственности, а также общее пренебрежение к элементарному религиозному образованию, даже при внешнем увеличении членов церковно-приходских общин.  Люди охотно отдают детей в воскресные школы, видя конечную цель церковного воспитания в том, чтобы ребенок стал «хорошим человеком»,  но на практике сами молодые люди не хотят видеть границы между добром и злом, между нравственностью и аморальностью[1]. В недалеком прошлом, катехизация в Греции заключалась в проповеди священника, и нравственном, традиционном воспитании в семье. Многие семьи и сегодня имеют своих духовников, сохраняются традиции торжественных крестин младенцев, на которые часто приглашают местного епископа. Но ситуация в мире стремительно меняется, и чуждые, никогда не бывшие естественными для греков веяния, все равно проникают в среду, и затрагивают, в первую очередь, молодежь.   Еще 25 лет назад проблемы, которые сегодня стоят перед Церковью и обществом в Греции не были актуальны. Но сегодня отмечается сильное изменение облика семьи, родители части не общаются ни друг с другом, ни с детьми в вопросах веры и нравственности, а церковная катехизация, которая до настоящего времени была синонимом понятию «проповедь», стала современной молодежи, живущей другими интересами и ценностами, не актуальной и не интересной[2]. В связи с этим, богословы приходят к мнению, что катехизация должна измениться, сохраняя догматические и нравственные принципы неизменными, приобрести новые формы и методы, которые позволяли бы современного человека, и, в первую очередь – молодежь,  заставить задуматься над духовными составляющими человеческого бытия. Катехизация должна стать «профилактикой и терапией» современных пороков общества[3]. Необходимо переориентировать современного человека от страха перед неудачами и стрессами современного ритма жизни на доверие Богу и любовь к людям. Методы могут быть разными: изучение Священного Писания, святоотеческого наследия, церковной жизни и даже игровые формы в школе катехизации, но главный принцип должен быть заключен не в простом научении и даже не только в воспитании, но в раскрытии живых отношений человека, и в первую очередь – ребенка, с Богом[4].

Катехизатор становится связующим звеном между ребенком и приходским священником, который, если ребенок не воспитан с мледенчества в церковной традиции, видится им человеком из другого мира. Священник, в свою очередь, призван помочь понять молодым людям важность отношения человека со Христом и спасения души. Без этого катехизация – не адекватна. Лучшая кактехизация – это исповедь, но не в ложном ее выражении как гнета для человеческой свободы, а как живого диалога с Богом, начала духовной борьбы, и, как следствие - активной та́нственной жизни, органичное вхождение человека в церковную общину[5].

Ключевым проектом современной катехизации в Греции является начальная школа. Именно в этом возрасте очень полезно формирование должного направления развития мировоззрения у ребенка, и видится очень желательным обучение детей начальной школы в приходских воскресных школах. Тогда, при минимуме воспитательных компонентов на начальном этапе, большем акценте на игровые формы обучения и, самое главное – на тесное общение со священником-духовником, катехизация видится весьма успешной[6]. Любое отделение катехизации от личного участия человека в таинствах превращает сакраментальный опыт веры в идеологическую систему моральных ценностей, отделяя человека от Тела Христовой Церкви[7].

Безусловно, для осуществления возрождения и реформирования процесса катехизации наличия волонтерских групп, энтузиастов и «полупрофессионалов», имеющих горение и усердие к своему делу – мало. Необходима тщательная профессиональная подготовка катехизаторских кадров, которые занимались бы постоянно делом катехизации, с обеспечением им достойной оплаты труда[8]. В настоящее время многие университеты в Греции в рамках подготовки и повышения квалификации теологов предлагают курсы по обучению катехизаторов, вожатых православных лагерей, волонтеров  и т.д[9].

Теперь коснемся аспекта преподавания религии в школах Греции. В Греческой Конституции имеется ст. 3, которая законодательно закрепляет права Православной Церкви как «господствующей религии», а также ст. 16 п. 2 о «развитии национального и религиозного самосознания», также связанных с Православием[10]. В связи с этим, в греческих школах существует практика преподавания предмета Православной веры, причем традиционно программа этого предмета ориентирована именно на религиозные составляющие Православия, в отличие, например, от российского курса ОПК, в котором государственный стандарт предполагает главный акцент на «православной культуре». Однако, вхождение Греции в Евросоюз, и, соответственно, принятие европейских стандартов в образовании в том числе, привело к тому, что в последнее время разгорается все более жаркая дискуссия вокруг этого предмета, поскольку господство одной религиозной системы над другими, признанными равноправными в демократических принципах Евросоюза, является нарушением принятого в Европе плюрализма мнений и свободы совести[11]. Поэтому существует устойчивая тенденция, что, в конце концов, Православие перестанет в Греции быть официально господствующей религией[12], а  курс Православной веры, в конце концов, станет религиоведческим предметом.

О судьбе преподавания Православия в школах и ВУЗах рассуждает доктор богословия, профессор Панайотис Асимакопулос: «Катехизация должна протекать в процессе церковной жизни, который включает в себя систематическое обновление человека через догматическое учение Церкви и истины веры.Чтобы считаться христианином, человек должен принять добровольно, постоянно и честно все (а не часть) учение Церкви как личную веру и смысл жизни.Это воспитание является предпосылкой для крещения этого человека (в прежние времена) и участия в таинствах Церкви…Учащиеся, особенно средней школы, приходят в школу не для того, чтобы им внушали догмы.И это не цель школы.  Большинство учеников приравнивают Церковь к священству, рассматривают Бога как далекие или высшие силы…Весь это шум в сочетании с подростковыми сомнениями, разочарованиями и поиском, а также присущими молодости экзистенциальными размышлениями и чувствительностью, создает сложную ситуацию…Студенты хотят услышать пять горячих слов о Христе, Церкви и современной жизни.И они хотят, чтобы их знакомили с богословием – живым, подлинным и истинным.Некоторые потом откажутся от него, некоторые – примут, некоторые вдохновятся, некоторые - нет…»[13].

В Сербии, как и в России, существовал коммунистический режим, хотя полномасштабных гонений на веру сербы избежали. Характер катехумената в этой стране можно описать как традиционный, семейный и приходской, как в Греции до последнего времени. Систематических курсов по оглашению, посткрещальной катехизации также предусмотрено не было. Основным средством катехизации в Сербии можно считать возобновившееся преподавание Православной веры в школах.

После "оранжевой" революции 2000 года, по примеру многих соседей Сербии,  новый премьер Джинджич принял решение вернуть преподавателей Закона Божьего в школы. В сентябре 2002 года Закон Божий в Сербии был введен в качестве эксперимента, в первые классы начальной (8 лет) и средней школы (4 года)[14]. Этот процесс напоминает первые шаги русских православных священников в школах, когда после крушения коммунистического режима в СССР им также было разрешено прийти в школы. Тогда они пришли со старыми, дореволюционными учебниками Закона Божия, потому что других не было. Новый предмет получил название «Веронаука» - наука о вере. Инициатором введения изучения Закона Божия в школах является Сербская Православная Церковь, которая, в лице ныне покойного Святейшего Патриарха Сербского Павла, неустанно на самом высшем уровне вела диалог с политиками, настаивая на возвращении к историческим принципам воспитания детей на основе Православной веры.

Епископ Зворницко – Тузланский Василий в своем интервью положительно оценивает плоды  преподавания Веронауки в школах Сербии: «С уверенностью могу сказать, что Веронаука в школах приносит даже больше плодов, чем слова священника с амвона. Потому что дети с ранних лет воспитываются на истинах своей веры. Не только православные сербы, но и другие национальности. Положительную роль играет систематичность преподавания, наличие учебного плана, учебников… К сожалению, у нас нет достаточного количества способных кадров для преподавания в средних школах, хотя мы имеем здесь некоторый избыток священнических кадров… Мы также имеем возможность организовывать беседы и лекции на факультетах и в разных общественных организациях, для чего приглашаются специальные выступающие»[15].

В других странах, где Православная Церковь находится в меньшинстве, оглашение производится индивидуально при православных храмах, а преподавание религии осуществляется в соответствии с нормами государственного права стран.

Некоторые государства в своем законодательстве не предусматривают наличие  религиозного образования в школе.  Например, это – конституции таких стран, как США, Япония  и Южная Корея. Хотя в США имеется возможность для учащихся посещать занятия по религии вне школы[16].

Конституция Китайской Народной Республики Китай (статья 36) защищает различные религиозные мероприятия, если они не нарушают общественный порядок и не вмешиваются в образовательную систему государства:  «Религия не является предметом преподавания в школах воспитания народа, хотя в некоторых высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях дозволяется учить или проводить исследования по религии»[17].

В Латинской Америке и на Кубе строго запрещено религиозное образование.В Мексике, Уругвае, большинство регионов Аргентины, Парагвая и Эквадора разрешается только в частных школах, принадлежащих церкви и религиозным общинам[18].

В Европе также есть страны, которые не дозволяют религиозные занятия в государственных школах.Во Франции, за исключением района Эльзас-Мозель, религиозные предметы не могут быть частью учебной программы. Однако капелланы могут преподавать религию вне учебного расписания.Такая же система действует в Чехии и Венгрии[19].

Существует модель преподавания религии в школах, основанная на принципах сотрудничества Церкви и Государства. Эта модель организуется, управляется и контролируется государством.Государство несет ответственность за подготовку, отбор, назначение преподавателей и разработку учебных программ, учебников и учебно-методических материалов в целом.Обычно этот курс носит религиоведческий характер и является обязательным (за исключением Эстонии и Словении)[20].

И есть страны, в которых существует в школах преподавание именно религии. Обычно это преподавание контролируется религиозной общиной. Даже тогда, когда учителя назначаются и оплачиваются за счет государства, они не могут осуществлять свою преподавательскую деятельность без разрешения религиозной общины. Если учитель отклоняется в преподавании от курса, утвержденного религиозной        организацией, то он может быть отстранен от преподавания. Такие нормы существуют в Португалии, Финляндии, Польше, Австрии, Бельгии, Испании, Латвии, Люксембурге, Италии[21].

Во всех вышеперечисленных странах Православная Церковь находится в меньшинстве, поэтому участия в государственном религиозном образовании, как правило, не принимает. Для Православной Церкви возможно в этом случае создание частных школ, в которых могут преподаваться основы православной веры.

Тем не менее, из всех вышеперечисленных примеров, включая и пример Российской Федерации, видно, что государство заинтересовано в религиозном образовании. Оно рассматривает его как фактор политической поддержки и социальной сплоченности граждан.При всем этом, остается незыблемым принцип уважения религиозного многообразия и мультикультурализма[22].


[1] См. π. Θεμιστοκλής Μουρτζανός «ΣΥΓΧΡΟΝΑ ΚΑΤΗΧΗΤΙΚΑ ΠΡΟΒΛΗΜΑΤΑ»:  «Современные проблемы катехизаторов»  http://www.imcorfu.gr/p.themistoklis/katixitika.htm

[2] См. π. Θεμιστοκλής Μουρτζανός «ΣΥΓΧΡΟΝΑ ΚΑΤΗΧΗΤΙΚΑ ΠΡΟΒΛΗΜΑΤΑ»:  «Современные проблемы катехизаторов»

[3] См. там же

[4] См. там же

[5] См. π. Θεμιστοκλής Μουρτζανός «ΣΥΓΧΡΟΝΑ ΚΑΤΗΧΗΤΙΚΑ ΠΡΟΒΛΗΜΑΤΑ»:  «Современные проблемы катехизаторов»

[6] Ср. там же

[7] См. Σπυρίδωνος Δημ. Κοντογιάννη «O ΣΥΓΧΡΟΝΟΣ ΛΟΓΟΣ ΤΗΣ ΚΑΤΗΧΗΣΕΩΣ»: «Слово о современной катехизации»: http://www.apostoliki-diakonia.gr/gr_main/catehism/theologia_zoi/themata.asp?contents=selides_katixisis/contents.asp&main=katixisi&file=katixisi/page.htm

[8] См. там же

[9] Ср. Программа курсов повышения квалификации в Университете  Аристотеля в Салониках http://www.apostoliki-diakonia.gr/gr_main/catehism/theologia_zoi/themata.asp? contents=selides_katixisis/contents.asp&main=katixisi&file=katixisi/page.htm

[10] Σταύρος Γιαγκάζογλου «Το μάθημα των Θρησκευτικών στο Δημόσιο Σχολείο και οι Σχέσεις Κράτους και Εκκλησίας»: «Религиозное образование в школах и церковно-государственные отношения»: http://www.acadimia.gr/content/view/154/76/lang,el/

[11] См. Σταύρος Γιαγκάζογλου, ук. статья

[12] См. там же

[13] Παναγιώτης Ασημακόπουλος:  «Περί του “κατηχητικού” χαρακτήρα των Θρησκευτικών»: «О катехизическом характере богословия»: http://www.alfavita.gr/arthra/ Περί-του-“κατηχητικού”-χαρακτήρα-των-Θρησκευτικών

[14] Петр Ильченков «Закон Божий по-сербски»: http://www.srpska.ru/article.php?nid=5673

[15] Епископ Зворницко- Тузланский Василий «Православие – это жизнь»: http://www.otechestvo.org.ua/main/20079/2519.htm

[16] Νικόλαου Μαγγιώρου «Η θρησκευτική εκπαίδευση στο σύγχρονο ελληνικό σχολείο»: «Религиозное образование в современной греческой школе»: http://blogs.auth.gr/moschosg/2013/01/28/ Η θρησκευτική εκπαίδευση στο σύγχρονο ελληνικό σχολείο

[17] Цит. по Νικόλαου Μαγγιώρου, ук. статья

[18] См. там же

[19] См. там же

[20] См. Νικόλαου Μαγγιώρου, ук. статья

[21] См. там же

[22] См. там же

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2