Лента последних материалов

Обращение Преосвященного Климента

Независимость

Мне вчера дали свободу.

Что я с ней делать буду?

В. Высоцкий

Довольно часто можно слышать от разных людей, как они выказывают желание быть независимыми от кого или чего бы то ни было. Но возможна ли в условиях Земного бытия человеческая независимость в принципе? Часто независимость ассоциируется с богатством. Чем богаче человек, тем он более независим. Так ли это? Ведь даже для того, чтобы хранить богатство требуются определённые условия: банки, ценные бумаги, драгоценные металлы, хранилища. Требуется обслуживающий персонал по хранению и содержанию этого богатства. Какая уж тут свобода, сплошная зависимость.

Тогда может быть независимость даёт нищета? Однако до какой бы степени нестяжательности человек не дошёл, он всё равно будет зависеть от наличия возможности питаться, чтобы не умереть с голоду. Таким образом, пока человек жив, он всегда будет от чего-то, или кого-то зависеть. Так устроен этот мир. Другое дело, что формы зависимости могут быть разными. К естественным формам зависимости, можно отнести: физиологические (питание); психологические (умный – глупый); социальные (начальник – подчинённый) и семейные (муж – жена, родитель – ребёнок). А к противоестественным соответственно: физиологические (все виды наркотиков, включая табак и алкоголь); психологические (игрок – игра, кумир – поклонник); социальные (кредитор – должник); семейные (муж – тиран, ребёнок – деспот).

svoboda-300x2581

Легко заметить, что естественные формы зависимости, базируются на многовековой традиционной практике людских взаимоотношений, делают человеческое сообщество структурно-устойчивым и способным к саморазвитию, а противоестественные – дурные, возникают там, где человек злоупотребляет своей свободой, и ведут к деструктуризации общественных отношений.

Наиболее умные люди, способные к рассуждению (раньше их называли философами, а после пришествия Христова, их называют святыми или праведниками), сразу приметили такое положение дел, логично заключив, что раз существует два направления зависимостей, то одно из них обязательно должно вести к благу или человеческому счастью, а другое уводить от него. И, действительно, зависимость от папы или начальника хоть и «тяжела» (всё время надо свою гордыню подавлять), но зато, если слушаться папу он всегда защитит, накормит и оденет, а то ещё и на работу хорошую поможет устроиться, а начальник глядишь, и зарплату повысит за послушание – вот оно и благо. Зато, как только проявил своеволие, тут же приобрёл дурную зависимость. Папа говорит: не кури, а ты начал, и теперь без сигарет жить не можешь, подчиняться начальнику не хочется, а деньги нужны, взял кредит – всё в кабале, сплошные неприятности.

Но, раз естественная цепь зависимостей, структура которой не изменяется тысячелетиями, приводит к благу, значит, и начало этой цепи, от которого зависит всё, должно быть благое. В результате тысячекратных рассуждений на эту тему, все, сколько-нибудь способные к самостоятельному мышлению люди, всегда и во все времена приходили к одному и тому же выводу: Началом такой цепи зависимости может быть только Бог.

Поэтому, мудрые люди, так выстраивали свою жизнь, чтобы полностью исключить из неё противоестественные формы зависимости, а в естественной форме, свести к минимуму зависимость от промежуточных звеньев, чтобы зависеть только от Первопричины – от Бога. Однако это вовсе не означало того, что мудрыми людьми полностью отвергались промежуточные звенья. Совсем нет, просто этим звеньям не предавалось решающего значения. А так, мудрые люди прекрасно понимали, что раз существует цепь зависимости, то и управление этим миром осуществляется Богом при помощи этой цепи. В противном случае, зачем тогда она была бы нужна? Конечно, бывают ситуации, когда Бог напрямую, минуя промежуточные звенья, изливает благо на конкретных людей, но это, как правило, носит исключительный характер и называется «Чудом». Поэтому, понимая всё это, мудрые люди очень внимательно и с почтением относились ко всем промежуточным звеньям, от которых они зависели по своему семейному положению или социальному статусу.

Такое положение дел позволяло Богу через звенья цепи в изобилии изливать Свою благодать на мудрых людей (в каком бы месте цепи они не находились), обеспечивая их всем необходимым для жизни, и наделяя их особыми душевными дарованиями: мужеством, целомудрием, справедливостью и рассудительностью. А обладая этими добродетелями, мудрые люди становились счастливыми обитателями Земли. Таким образом, всякий человек желающий стать счастливым, никогда не захочет быть рабом дурной, и «свободным» от естественной зависимости. Напротив, будучи твёрдо уверенным в том, что его зависимость, как и зависимость от него других людей, Богом установленная система мироздания, он будет стараться не разрушать, а укреплять эти связи – там, где он зависит от других, проявлять покорность и послушание, а там, где зависят от него, заботу и попечение. Исторические примеры разных стран и народов предоставили нам достаточно материала для однозначного вывода: там, где людей удавалось увлечь безумной идеей «свободы» от естественной формы зависимости, осуществление этого стремления на практике всегда сопровождалось болью, кровью, хаосом и беззаконием. А в результате, оставшиеся в живых люди попадали под такие формы дурных зависимостей, что всем приходилось тошно, но уже ничего нельзя было поделать.

Таким образом, стремление к «свободе» от естественных форм зависимости – это безрассудство, свойственное людям не способным к объективной оценке окружающей их действительности. В этой связи уместно напомнить, что первым, кто захотел такой независимости, был дьявол, увлёкший затем этой безумной идеей и наших прародителей Адама и Еву. Причём именно Ева оказалась наиболее подвержена такому стремлению (Быт.3:6). К чему это привело известно всем.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2