Лента последних материалов

Размышления у тыквенного фонаря.

Размышления у тыквенного фонаря.

Фонарь из тыквы – уже традиционный атрибут западного празднования кануна Дня всех святых – 1 ноября. Устрашающий, веселый, смеющийся и сердитый – целая гамма эмоций… В разное время мы воспринимаем его по-разному, но сегодня – мысли особые…

5c372a0fc73a82b9093e722036d67dc5  660x

Дохристианский праздник урожая древних кельтов Ирландии и Шотлании, традиционно сочетавший в себе страх перед духами и желание повеселиться, после принятия этими землями христианства, должен был бы уйти в небытие, как суеверный пережиток. В VIII веке папа Григорий III установил в день 1-го ноября празднование всем святым, что должно было заменить языческий праздник. Но история показала, что изменилось только название. Атрибутика осталась прежней, веселье – тоже, немножко поменялась идеология, да и то как-то совсем незаметно. В 1837 году, когда Америка подхватила «праздничную традицию», в ней появились зловеще улыбающиеся тыквенные фонари.

Ведьмы, скелеты, многочисленные существа с рогами и хвостами, а главное – безудержное веселье, которое кричит о том, что в течение долгого времени рамки приличия и морали порабощали то настоящее, что сидит внутри, а сегодня – долгожданная свобода, пусть на одну ночь, но зато с размахом!

Я слышал много мнений об этом празднике. Там, где он прижился, многие, в том числе и священнослужители, относятся к этому просто как к шутке: что плохого пошутить и повеселиться раз в году. Ведь реально никто не желает стать ведьмой или дружить с дьяволом. Это часть культуры и истории. Пусть так. Но интересно бы спросить участников этого «безобидного, шуточного и доброго праздника». А кто хотел бы умереть на хеллоуин?

Я думаю, от такого вопроса и тыква бы перестала улыбаться. Я бы, как верующий человек, не хотел, чтобы меня этот важный момент застал в пляшущей толпе с рогами и хвостом. Атмосфера – совсем не та, и какое-то весьма пикантное положение…

Каждый из нас думает о своем последнем часе, даже представляет его, каким бы он мог быть. Кто-то видит себя в кругу родственников, кто-то мечтает грудью заслонить товарища или погибнуть в бою за Отечество. Но вряд ли кто хотел бы отойти в мир иной под шум карнавала в окружении ведьм и бесенят…

Не думали об этом и те, кто 31 октября взошел на борт самолета А231. 200 человек поднялись в воздух, разговаривали, шутили, мечтали о встрече с родными… На земле люди готовились к карнавалу, доставали костюмы, а через несколько минут все изменилось и для тех, и для других.

22e71d2aeb308236670eea29fce73ed9

Страшную, бессонную ночь хеллоуина 2015 года в Санкт-Петербурге будут помнить долго. В эту ночь свечи, приготовленные для того, чтобы осветить зубастый оскал тыкв, зажглись в память погибших, а веселье превратилось в безмолвие сжатых от горя губ… Питер… Столько пережитого могут поведать твои гранитные глыбы! Смерть, боль, голод, горечь потерь. Этот город всегда отличался от остальных городов, и даже никто не сможет сказать – чем. Здесь все по-другому. И хеллоуин теперь здесь навсегда другой. Я не знаю, кто в Питере веселился в эту ночь. Может быть, кому-то и было весело. Но это веселье – спрятанных глаз и стыдливо отвернувшихся лиц…

Может быть, пройдут годы, и чужеземное веселье вновь захлестнет наши улицы в «праздник всех святых». Но для меня свечка в тыкве всегда будет огоньком, горящим в память тех, кто в этот день, не ожидая того, по чьей-то чужой злой воле, предстал перед Богом. Мне хочется погасить этот злобный оскал и освободить живой и светлый огонек, сделав его знаком нашей памяти… Я помню… А231…

 Секретарь Краснослободской епархии иеромонах Тихон (Федяшкин).

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2