Лента последних материалов

9 февраля Преосвященнейший Климент отмечает свой очередной день рождения

Сегодня, 9 февраля Преосвященнейший Климент, Епископ Краснослободский и Темниковский, отмечает свой очередной день рождения. Мы поздравляем Владыку, желаем ему здоровья и душевного спасения. И, как раз, в тему этого традиционного поздравления, мы бы хотели задать Его преосвященству несколько вопросов.

– Дорогой Владыка, ну, во-первых, от всех клириков вверенной Вам епархии мы поздравляем Вас с днём рождения.

– Благодарю.

– И просим прокомментировать Вас поздравление, которое часто можно слышать в церковной среде, когда имениннику желают «здоровья и душевного спасения» одновременно. Как по Вашему, «здоровье» и «душевное спасение» – это сочетающиеся понятия, или всё-таки здесь требуется оговорка?

– Вопрос понятен. Очевидно, имеется в виду, что «душевное спасение» вовсе не зависит от здоровья человека, более того, часто хорошее здоровье даже является препятствием к достижению такового. Ведь каждый из нас на опыте знает, что пока в нашей жизни, что называется, «всё хорошо», мы редко вспоминаем о Боге, а если и вспоминаем, то без особого энтузиазма, как о «чём-то» мало нас касающемся. Зато когда случаются проблемы в семейной жизни или со здоровьем, то настроение наше сразу меняется, мы не просто «вспоминаем», что есть Бог и Церковь со всеми её спасительными таинствами, а начинаем активно обращаться к Богу за помощью – молиться, посещать храм, ставить свечи, присутствовать на Богослужениях. Понятно, что основным стимулом такого поведения явилась одна из вышеперечисленных причин. Но ведь «душевное спасение» и достигается посредством постоянного и целенаправленного Богообщения – молитвы, высшей формой которой является таинство святого Причастия, когда Господь, Иисус Христос, становится для нас если уж не «любимым», то, по крайней мере, «другом». А поскольку, Бог желает спасения для каждого человека, очень хорошо зная, что ожидает нас после смерти, если мы не подружимся с Ним при жизни, то становится понятно, почему в жизни людей подобные беды происходят.

– Иными словами, Владыка, Вы хотите сказать, что главной причиной, как и потери здоровья, так и бытовых неурядиц является Бог?

– Ну не надо понимать всё так буквально. Невозможно себе представить Творца Вселенной в роли «мелкого пакостника», активно причиняющего вред людям, в безумной надежде, что в результате таких проделок, они Его полюбят. Однако обратите внимание на следующее обстоятельство – в нашем материальном мире существуют незыблемые законы – физические, химические, математические, и человечество, чтобы выжить, вынуждено с ними считаться, более того, даже научилось их использовать с большой для себя пользой, достигая того, что называется: «благами цивилизации». С другой стороны, никто же не будет отрицать, что человек – это существо не только материального, но и духовного плана. Почему же в таком случае не предположить, что и в духовном мире существуют свои незыблемые законы, нарушение которых отражается и на физической жизни людей?

Примеров того, как одно влияет на другое масса. В медицине, как науке, изучающей человеческое тело не одно тысячелетие, уже давно проведена чёткая параллель между душевным устроением человека (его мыслями, желаниями, намерениями, переживаниями) и состоянием его внутренних органов. Так злость – истощает сердце, зависть – вредит печени, злоречие – отражается на лёгких. Соответственно имеется и обратная зависимость. Но, если зафиксировано, что существует столь очевидная форма влияния духовного на физическое в рамках человеческого тела, то почему же не предположить, что подобная форма имеет и более широкий диапазон воздействия и охватывает не только тело, но распространяется и на взаимоотношения между людьми, приводя к тем или иным житейским обстоятельствам.

Таким образом, очевидно, что не Бог является причиной наших бед и трагедий, а мы сами, нарушая законы духовного мира, становимся по отношению к себе мучителями и палачами.

– Владыка, как же так, почему такая несправедливость? Ведь последствия нарушения законов физического мира проявляются сразу, и люди с самого раннего детства знают, что, если попытаться их нарушить, то тем самым причинишь себе страдание (порез, ожёг, ушиб и т.д.). Никому не хочется испытывать болевые ощущения. Тем самым человек, посредством инстинкта самосохранения, как бы гарантировано обезопашен от нарушения этих законов. Более того, как Вы справедливо заметили, использование этих законов доставляет людям ощутимое благо – «плоды цивилизации». Почему же в духовной сфере мы лишены такой возможности?

– Почему же лишены, а совесть. Разве голос совести нам не подсказывает, что поступая определённым образом, мы нарушаем некий нравственный закон нашего существования? А разве не об этом законе идёт речь на страницах Священного Писания? Разве мы не знаем из опыта, как гибельны последствия его нарушения?

– Владыка, всё это так, кроме, пожалуй, последнего утверждения. Ведь и Вам и нашим читателям, наверняка хорошо известны примеры из собственной жизни, или из жизни других людей, которые говорят о том, что нарушение нравственных законов духовной сферы никак не отразилось на физическом состоянии их нарушивших.

– По всей видимости, вы имеете в виду, что последствия не наступили сразу?

– Да. Вот если бы последствия наступали сразу, как при нарушении физических законов, тогда всё было бы понятно, и люди бы опасались их нарушать. Разве в этом случае наша жизнь не сделалась бы более справедливой и счастливой?

– Может быть и сделалась, но только до момента её завершения. Вот если бы люди не умирали, тогда такое положение дел было бы вполне оправданным. Но мы рано или поздно умираем, вот в чём дело! Мы переходим в иную реальность, где законы физического мира перестают иметь решающее значение и на первый план выходят законы духовного бытия, которые предполагают свободу самоопределения. Иными словами, после смерти наш дух перестаёт быть сдерживаем телом, и в какой-то степени быть зависимым от него. Но если при жизни мы поступали нравственно – следовали духовному закону, только из опасения перед немедленным физическим воздействием на наше тело (поскольку понятно, что только тело и может быть «инструментом» влияния на наше поведение), то по смерти при помощи какого же «инструмента» можно заставить человеческий дух следовать тамошним законам? А то, что необходимость в такого рода инструменте будет очевидна, полагаю ни у кого не вызывает сомнения. Поскольку понятно, если в корне человеческого естества, в сердцевине его личности, его свободном духе не произойдёт твёрдого однозначного выбора-решения, принимающего данный закон как справедливый, единственно верный и, более того – самое главное – как закон, которым хотел бы руководствоваться в своей жизни сам человек, не взирая ни на какие последствия, то после того, как будут сняты внешние ограничения, препятствовавшие ему поступать иначе, что тогда может удержать человеческий дух от дотоле подавляемых страшных проявлений коварства, лжи, предательства, несправедливости, подлости, жестокости и злобы? Подобных сущностей и так хватает в духовном мире и имя им – бесы. Полагаю не надо объяснять, что это такое и что их ожидает впоследствии.

Поэтому очень важно, чтобы за время земного существования человек сам, свободно, без принуждения сделал выбор в пользу добра, справедливости, целомудрия и других добродетелей. И не просто согласился с тем, что это нравственно прекрасно, хорошо и правильно, но и приучил себя жить согласно со своим выбором, постоянно изо дня в день, заставляя себя поступать в соответствии со своими убеждениями. Так через упражнение, через навык, через упорный, кропотливый, ежедневный труд человек должен так воспитать свой дух, чтобы, когда возникла необходимость в принятии решения, как поступить в том или ином случае, он уже ни секунды бы не колебался в своём выборе. Чем выше степень подобного рода тренированности, тем духовнее, свободнее, а значит и богоподобнее, счастливее, блаженнее становится человек.

Надо ли говорить, что каждому вступившему на этот нелёгкий, но благородный и спасительный путь духовного обновления, как воздух становится нужна Церковь Христова со всеми её духоукрепляющими таинствами. И не в отсутствии ли такого стремления – воспитании духа, главная причина того, что люди предпочитают заниматься чем угодно только не Богообщением, в какой бы форме оно не выражалось. Не осознавая того, что тем самым лишают себя возможности обрести свободную, счастливую, полноценную жизнь, к которой они и призваны.

– Хорошо Владыка, из Ваших слов понятно, что при нарушении духовного закона, отсрочка во времени наступления последствий такого нарушения – это необходимое условие того, чтобы люди склонялись к добру не из-за страха пред наказанием, а по собственной воле.

– Совершенно верно. Бог желает видеть людей не запуганными рабами – а свободными, сильными, благородными личностями, сознательно стремящимися любовью к объективно лучшему – общению с Ним.

– Владыка, но раз нет очевидной, причинно-следственной связи между безнравственным поступком и наступившим страданием, тогда может быть совсем не нужно наказание за нарушение духовного закона? Ведь очень мало найдётся людей, которые смогли бы провести параллель между их сегодняшним заболеванием или иным несчастьем и эпизодом из их прошлой жизни, когда ими был совершён какой-то неблаговидный поступок, о котором они зачастую уже и не помнят. А раз так, то какой смысл в страдании, если человек не знает или не понимает за что он страдает?

– Да, к сожалению, мало кому из людей удаётся без ропота переносить постигшие их трагедии. И причина здесь не в забывчивости и незнании, а в отсутствии мужества – добродетели окрепшего духа. Весьма показателен в этом смысле, пример распятых с Христом разбойников. Помните, оба знали, что наказаны справедливо, оба были в одинаковых условиях, оба страдали и, однако же, только один согласился с тем, что страдают они не напрасно: «потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк.23:41). Какова его посмертная участь? Он оказался с Христом в раю! Таким образом, нет людей, которые бы не знали, за что принимают мучения, а есть люди, которые не хотят признать себя этих мучений достойными. Причина – малодушие – слабость, неразвитость, недоразвитость духа.

– Значит ли это, что им незачем мучиться, ведь всё равно ничего не поймут?

– Нет, не значит. Бог до последнего мгновения жизни человека «надеется», что человек сможет покаяться, признать неправду своей жизни, переосмыслить содеянное. Господь в ту же минуту готов принять человека в Своё общение, зафиксировав в вечности акт его покаяния, как спасительный духовный максимум, которого смогла достичь именно эта душа. Соответственно, чем решительней, глубже, искреннее, смиреннее покаяние, тем на более высокую ступень духовного совершенства возводится человек, тем блаженнее он будет по своём воскресении.

– Владыка, ну опять какая-то несправедливость. Получается, кто-то прокутил всю жизнь, набезобразничал, натворил людям бед и вот, перед самой смертью покаялся – и на тебе – Царство Небесное.

– Дорогие мои, напомню вам, что духовный закон, о котором мы столько много сегодня говорили, – это не закон справедливости, а закон любви. И Богом – Создателем этого закона, любима каждая человеческая душа, до какой бы степени безобразия не довёл её человек. Отец наш Небесный всегда рядом с нами, Он всё видит и всё понимает, Он знает все наши немощи и скорби и в любую секунду готов прийти нам на помощь. Только бы нам не закоснеть во зле – грехе и пороках, когда мы уже не в силах будем произнести последнее: «Господи прости». А потому, когда мы желаем кому-либо здоровья и душевного спасения, мы желаем чтобы человек не дожидался, когда Бог напомнит ему о его прежних грехах через болезни, а принёс бы покаяние уже сейчас, начав путь своего духовного обновления посредством христианской жизни.

   – Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

   – Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2