Лента последних материалов

Очерк жития (продолжение)

Житие

праведной княжны Надежды Данииловны Бибарсовой,

основательницы Краснослободского Троицкого женского монастыря

VI. Постепенное умножение сестер богадельни ивозрастающая о ней известностьпри жизникняжны (1848 – 1851 гг.)

Высокоподвижническая жизнь основательницы богадельни и высоконравственная жизнь ее обитательниц стали привлекать к себе внимание многих окружающих поселян, хотя княжна Надежда желала от всей души укрыться от известности, тем более от суетной мирской славы. Но как укроется град верху горы стоя?

Отовсюду, по утверждении богадельни, начали стекаться к основательнице, и к настоятельнице Татиане Мартиновне Мещериной, как к опытной руководительнице в духовной жизни, девственницы и вдовы, ищущие духовного спасения. Несмотря на недостаточность средств к содержанию умножившегося числа сестер, старицы  подвижницы, княжна и настоятельница, укрепляемые верою в промысел Божий, пекущийся о всех надеющихся на помощь Его, принимали под свой кров всякого возраста чад Православной Церкви женского пола, ищущих спасения. Господь Бог, видя веру стариц, руководительниц в Его безпредельное милосердие и тщание пасомых о своем спасении, посылал со всех сторон щедрую милостыню.

Еще большую известность дало этой богадельне явленное над нею знамение милосердия Божия в 1848 году. Это был год появления в России гибельной холеры; и Пензенская губерния испытала это ужасное бедствие в широких размерах; смертоносная эпидемия проникла и в пределы уездного города Краснослободска с его окрестностями. К этой беде присоединилась и другая – повсеместная беда – засуха и, как последствие ее, падеж скота. В течение 3 летних месяцев не было ни капли дождя, вода в реках и колодцах начала ощутительно убывать. Много пострадало от засухи, а особенно от холеры и небольшое селение Ковыляй: жители его были в ужасе, отчаянии, ибо редкий дом не имел покойника. Такими же чувствами были проникнуты и обитательницы богадельни, как слабые люди. Но привыкшие верить в милосердие Божие, в благоприятные для них времена, выражая свою покорность воле Божией, в постоянном молитвенном возношении к Нему, сестры обители, во главе со своими руководительницами – княжною Надеждою и настоятельницею Татианою Мещериной, усугубили свои молитвы к Подателю всяческих благ, Иже хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти, вознося молитвы пред глубоко чтимой всеми иконой Заступницы рода христианского... И глубокая вера в милосердие Божие, и усиленные подвиги молитвы не оказались посрамленными. В эту тяжелую годинуБогоматерь явила обители свою помощь, совершив пред глазами ее обитательниц дивные дела.Одной крестьянской девице села Ковыляй, по рассказам старожилов, является во сне неизвестный старец и говорит: «скажи сестрам Ковыляевской обители, чтобы они отыскали на колокольне (между старыми образами) икону Божией Матери, всех скорбящих Радости и совершили пред Нею молебствие: тогда минует их смертоносная болезнь». Три раза являлся девице старец с этим повелением, котороеона наконец решилась исполнить. С верою и надеждоюна милость Божию и Покров Заступницы принялисестры извещение это и немедленно исполнили повеление. Две сестры, избранные начальницей богадельни, с coгласия княжны, на cиeсвятое дело, помолившись Богу, отправились на указанное в сновидении место...но их святая ревность не скоро увенчалась успехом: хотя oни и нашли на колокольне несколько икон, однако на них совсем не было заметно изображение святых ликов: они от времени и ненастья совсем повыцвели,ибо стояли почти на открытом месте с давних пор. Сестры выбрали из числа их одну доску, которая по объему соответствовалаописанной в сновидении, принесли ее в обитель и над колодцем, стоявшим посреди оной, тщательно омыли дску, вследствие чего тотчас обозначилось на ней, хотя и не очень ясно, изображение Заступницы скорбящих. В следующую же ночь совершилось над колодцем, над коим омывали икону, дивное знамение: вода в нем, благодаря засухе, бывшая у дна и едва добываемая на нужды обители, прибыла на такую высоту, что на утро ее начали доставать без почерпала. Усердием попечительницы и начальницы обители с сестрами икона скоро была поновлена; отслужив пред сей иконою молебен с водосвятием, сестры с крестным ходом обнесли ее вокруг обители. И зараза не проникла застены обиталища сестер. Весть о таком чудесном явлении иконы быстро распространилась в ближайших местностях, и не замедлили явиться верующие, ищущие спасения и исцеления от святыни. Города Темникова (18 верст от обители) купеческая жена вдова, страдавшая припадками беспамятства (вероятно, временным умопомешательством), пpиехала со своею матерью в Рождество-Богородицкую обитель помолиться, поделиться с сестрами своим горем, надеясь вместе с тем, не явит ли Господь Своей милости над ней от новой иконы, так дивно явившейся и уже явившей знамение (неожиданное прибытие воды в колодце). Сестры после усиленной молитвы посоветовали больной напиться воды из колодца отмеченного вышеозначенным знамением; больная с верою исполнила совети отправилась домой. На пути напал на больную крепкий сон, так, что она очнулась только при въездев свой родной город, и с тех пор припадки ее болезни не возобновлялись.

Икона «Всех скорбящих Радости», так дивно обретенная и прославившаяся вышеуказанными чудотворениями, с тех же пор сделалась глубоко-чтимою не только сестрами обители, но и со стороны окрестных жителей. Доселе притекают к Заступнице пред этою иконою с вероюи усердием для испрошения покрова и помощи БожиейМатери в различных своих скорбях и болезнях; служат молебны и по верепользуются благодатною помощью. 24 октября в монастыре, в больничном храмесовершается торжественное Богослужение пред этой иконой, как храмовой, и Богослужение это привлекает массу богомольцев из соседних сел и деревень.

VII. Внутренняя жизнь сестер обители, приобретение земельного участка; закладка храмов; последние годы жизни княжны, ее кончина и погребение (1852 – 1862 гг.)

Жизнь богадельни была совершенно монастырскою; в богадельневсе выполнялось по монастырскому чиноположению: сестры носили одежду, усвоенную общинам и монастырям; к Богослужению, отправляющемуся в приходской Рождество-Богородицкой церкви в воскресные и праздничные дни, ходили все без опущения; келейные монашеские правила, установленные св. отцами, исполнялись старицами в помещениях обители; ими же совершалось неусыпное чтение псалтири как о здравии живых, так и о упокоении усопших, по монастырскому уставу, денно и нощно. Непременною обязанностью старших сестер и постоянным их занятием были домашние работы, а в летнее время – полевые; свободное от сих трудов время онипосвящали на обучение младших сестер грамоте и рукоделию. С другой стороны, к этому времени богадельня значительно обогатилась и материально; в дополнение к пожертвованной княжною 6 1/2 десятинам, пожертвовано еще 12 десятин в Ковыляевских дачах; на усадебной, пожертвованной княжною, земле к этому времени возведены четыре деревянных одноэтажных корпуса: один для помещения настоятельницы, возле него кельи для сестер, третьи для занятия рукоделием и четвертый, небольшой, для принятия странников. В это время полагается основание тем искусствам и ремеслам, которые свойственны всем женским монастырям и служат подспорьем в делеобеспечения сестер материальными средствами. По инициативе настоятельницы Татианы Мещериной, с благословения Преосвященнейшего Амвросия II, младшие послушницы, имевшие голоса, способные к пению, должны были обучаться пению, чтобы с течением времени мог образоваться хор. Обязанность обучать пению в начале была возложена на причетника Рождество-Богородицкой церкви; а затем вскоре, в 1854 году, в богадельню вызвана была из Ардатовской Покровской общины, Нижегородской губернии, девица (из мещан) Феодосия Семенова Турусова специально для обучения сестер церковному пению, а также белошвейной и образной работе. Ей и были вручены сестры, способные к обучению вышеуказанным предметам. Клиросное пение Турусова до того усовершенствовала, что и при ее приемницах по управлению хором из местных монастырских хоров Ковыляевский хор считался лучшим, так что нередко городские жители, не смотря па значительную отдаленность (35 верст), ездили туда усладить свой религиозный слух высокоприятнымцерковным пением сестер обители. Не менее высоко поставлено было девицею Феодосиею и рукоделие, как-то: вышивание гладью, уборка икон цветами и фольгой.

Старанием деятельной настоятельницы Татианы Мещериной в 1861 году приобретен из казенных дач земельный участок в 25 десятин, в версте от села Ковыляй.

В 1862 году неусыпными трудами настоятельницы и сестер, а равно усердием благотворителей на новом участке был поставлен первый деревянный одноэтажный небольшой корпус для помещения сестер и заложены два храма: теплая деревянная больничная церковь и каменный холодный собор.

Между тем как обитель так росла и укреплялась, основательница ее, княжна Надежда, имея уже 75 лет от роду, становилась все слабее и слабее и наконец совсем стала неспособной к работе. Она заболела еще в 1852 г., страдала она жестокою ломотою во всем телетак что нельзя было дотронуться до него, чтобы не произвести сильнейшей боли; при этом у нее совсем не было сна, только кратковременная дремота облегчала несколько ее болезненные припадки. Таковое болезненное состояние довело ее до такой слабости, что она не могла ходить и потому много лет была лишена утешения слушать церковные службы. Несмотря на это, она часто причащалась Св. Тайн, для чего являлись со св. Дарами священнослужители, в ее келью, тотчас после литургии, в сопровождении любящих и почитающих ее сестер богадельни. Лечиться она не хотела, а полагала все упование свое на помощь Вышнего, вверив себя совершенно Его водительству. С неимоверным долготерпением переносила она свои страдания и никогда не роптала на свою судьбу. Между тем как телом она страдала, дух ее восходил горе; душа ее исполнялась любви к Богу и ближним. Молитвослов, по благочестивой привычке княжны, не выходил из ее рук; к удивлению всех, она сама для себя читала ежедневно утренние и вечерние молитвы, известные наизусть акафисты и т. п.

Наконец 7 августа 1862 года в десятом часу по полуночи, по прочтении часов, которые читались ежедневно у нее в кельи, во время чтения акафиста Успению Пресвятой Богородицы, на 85 году своей жизни, она мирно и тихо предала свой дух в руцы Божьи. Напутствованная св. таинствами Православной Церкви, княжна почила о Господе в твердом уповании на милосердие Божие, сподобившись еще в сей жизни преисполниться благодатных утешений от Господа за понесенные ею труды из любви к Богу и ближним. Незадолго до кончины, в июне 1862 года, сестры удостоились слышать из уст святительских и предречение загробной участи почившей: Apxиeпископ Варлаам, посетивший в это время богадельню, благословляя старицу-княжну, произнес: «Созрел виноград! Венецготов». На эти утешительные слова княжна отвечала одними рыданиями: от сильного волнения и слабости нервов она не могла проговорить ни слова... Сестрам, окружавшим смертный одр княжны и всем пришедшим просить ее молитв, она отвечала твердым голосом, как чуждая предсмертных страданий: «Молилась, молюсь и буду молиться». По омовении, с достодолжным почтением к почившей подвижнице, тело ее было положено во гроб, приготовленный ею для себя за несколько лет до кончины. 9-го августа совершен был вынос останков княжны в Рождество-Богородицкую церковь, по принятому обычаю, с пением. Как при жизни своей она любовью и смирением многих привлекала к себе, так и по кончине княжны та же любовь собрала многих к ее погребению. Когда огласилась весть о ее кончине, из окрестностей стали стекаться лица всякого звания, желавшие воздать ей последний долг почтения. После божественной литургии совершено было отпевание и погребение почившей приходским священником, ее духовником, отцем Феодором. Место погребения было ею назначено при жизни; она просила предать тело земле при Рождество-Богородицкой церкви села Ковыляя, возле праха покойных ее родителей, что и было исполнено в точности по ее завещанию.

VIII. Переселение сестер богадельни на вновь приобретенное место и перенесение туда же останков княжны (1863 – 1864 гг.)

Еще при жизни княжны чувствовалась теснота усадебного места богадельни, благодаря быстро увеличивающемуся числу сестер; редкий год проходил, чтобы в селеКовыляе не было пожара, богадельня стояла в центре этого села. Страх придти в окончательное разорение богадельне от могущего быть пожара и нижеследующее обстоятельство утвердили сестер окончательно в желании переселиться на новое место. Настоятельница Татиана приглашает батюшку о. Феодора к себенаписать прошение Преосвященному о разрешении построить храм на новом месте.Пока собиралась писать, вдруг послышалась тревога: скотный двор при богадельне горит. Принятые меры не дали огню возможности перебраться на здания собственно богадельни. Тем не менее сестры вспомнили предсказание старца Якова (см. главу IV-ю) и все единогласно решили во главе с матушкой и о. духовником неотложно ходатайствовать о выселении из села на новоприобретенную землю. И вот в 1862 году, как сказано выше, полагаются на новом месте основания; для двух храмов; устрояется ветряная мельница для нужд будущего монастыря; строятся два новых деревянных двухэтажные корпуса на каменном фундаменте, переносятся находившиеся в старой обители жилые деревянные кельи для помещения настоятельницы и сестер. Вслед за сим, как настоятельница, так и сестры переселяются на жительство на новоприобретенном участке земли, где доселе стоит Краснослободский Троицкий женский монастырь. 183З года сентября 22 дня торжественно освящена теплая больничная церковь во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радости», Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря о. Нифонтом.

Освящение храма было явлением длясестер высокоторжественным, радостным и глубокоутешительным: у всех обитательниц отселе явилась уверенность, что раз создан свой обительский храм, новое место славы Божией, то никакие грозы житейские не могут окончательно уничтожить этой обители. Но вместе с сим торжественным настроением в глубине души каждой сестры гнездилась и глубокая скорбь: все тосковали о том, чтомать и воспитательница этой обители осталась вне новой обители, оналежала своими останками в 11/2 версте от их нового местожительства. Эта скорбь не давалапокоя не только настоятельнице, но и сестрам обители. И вот, как бы в ответ на это скорбное состояние духа сестер обители, усопшая княжна является в сонном видении одной богоугодной старице обители и выражает свое желаниe почивать вечным сном на новомместе, среди чадсвоих, собранных ею воедино. Старица эта пользовалась общим уважением; eемолитвами и Советамипользовалась в то время Рождество-Богородицкая обитель, как, по милости Божией, пользовались ее наставлениями многие ищущие спасения инокини и мирские люди и в последствие до ее кончины. Эта старица в свою очередь внушила настоятельнице Татиане Мещериной исполнить желание и просьбу почившей княжны без отлагательства. Настоятельница и сестры, во исполнение сего внушения и мудрого совета общеуважаемой старицы, подали Enapxиaльному Начальству прошeниe, в котором просили исходатайствовать перед кем следует и благословить перенести прах в Бoзе почившей благодетельницы в новосозданную обитель и предать его земле под сооружаемым собором во имя Св. Живоначальные Троицы. Разрешение и благословение Епархиального Начальства последовало 16 мая 1864 года, через год и месяцев по смерти, вознесен был из могилы деревянный гроб с останками почившей и поставлен в дубовый гроб, на то приготовленный; гроб сей после панихиды, отслуженной по покойной ее духовником, был внесен в сельскую Рождество-Богородицкую церковь. После ранней литургии и панихиды, с пением, со свечами и преднесением креста и хоругвей, в сопровождении священноцерковнослужителей села Ковыляя и других соседних церквей, настоятельницы, сестер общежительниц и громадной толпы народа, тело покойной княжны было вынесено из церкви и торжественно было несено по селу Ковыляю, через рекуИлькино в новосозданную Троицкую обитель. Там, на противоположном берегу речки, более возвышенном, рисовалась новая торжественная процессия, также предшествуемая крестом и хоругвями: это в новое место упокоения встречал прах почившей маститый старец Архимандрит Спасо-Преображенского монастыря о. Нифонт, сопровождаемый двумя иеромонахами и двумя иеродьяконамии окруженный не меньшею толпою народа. По внесении гроба в монастырскую церковь во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радости», гроб с останками покойницы был поставлен посреди оной, на монастырском катафалке; затем была поздняя литургия и соборне отслужена панихида по усопшей; наконец гроб с останками, с прежним торжеством, был опущен в склеп, устроенный подглавным алтарем сооружаемого тогда соборного храма во имя Св. Живоначальной Троицы. Над склепом, на простом кирпичном пьедестале положена чугунная плита, в каковом виде могила сохраняется и доселе; у подножия могилы горит неугасимая лампада.

IX. Краткие сведения о судьбе богадельни, основанной княжною Надеждою Бибарсовой, в период с 1865 по1875 гг.

Рождество-Богородицкая богадельня никогда не была в собственном смысле богадельнею: в ней никогда не было призреваемых по старости и болезням, для чего учреждаются собственно богадельни; она была с самого основания в ведениидуховного ведомства и понималась, как община: указы из консистории присылались на имя настоятельницы общины. Но данное впервые при учреждении наименование «богадельни», как основанное на началах благотворительности со стороны княжны Бибарсовой, хотя не соответствовало существу дела, утвердилось за ней и принадлежало этому учреждена до 1865 года. В этом же годуЕпархиальное Начальство, по просьбе настоятельницы и сестер, переименовало богадельню в общину. Заложенный в 1862 г. соборный храм освящен в 1873 г. В 1875 году старанием преемницы настоятельницыТатианы Мещериной – игуменьи АфанасииРождество-Богородицкая община Высочайше утверждена Краснослободским Троицким женскиммонастырем. И теперь,действительно, это, когда-то едва заметное собрание 12 девиц и вдовиц, разрослось в цветущую обильным количеством сестер, доброю нравственностью их жизни, достатком их содержания, обитель.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2