Лента последних материалов

РАЗГОВОР С САМАРЯНКОЙ

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

    

Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом «Пешком в вечность. Избранные проповеди. Интервью», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

* * *

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Ин. 4, 6–15

Помолились мы Богу, братья и сестры, сегодня, в воскресенье, в день недели, когда радуемся воскресению Сына Божиего.

В это воскресенье проповедь посвящается евангельской притче о том, как Господь пришел к колодцу Иакова и попросил у Самарянки напиться. Прежде всего нужно сказать, что Господь испытывал жажду по Своей человеческой природе. И еще тут говорится, что Он устал и сел возле колодца. И это произошло по Его человеческой природе, ибо Бог недоступен ни усталости, ни голоду, ни жажде.

Из этих и других писаний евангельских мы видим, братья и сестры, что еретики ошибочно учат, будто бы Господь имел только одну природу, Божественную, будто Божественная природа настолько огромна, что полностью подавила человеческую природу и что Он — только Бог. Они говорят: это было бы то же самое, как вылить воду из стакана в море или океан. Море или океан то малое количество воды затворили бы в себе, и оно исчезло бы совершенно. Но человеческая логика по отношению к Божественным вопросам слишком мелка, коротка и недостаточна. Если Господь говорит: «Я хочу пить», — как тогда мы, люди, можем сказать: «Нет, Господи, Ты не хочешь пить, потому что Ты — Бог». Мы знаем, что как Бог Он не жаждет, но как человек — жаждет. Когда евангелист говорит, что Он устал, неужели мы скажем евангелисту, что мы лучше, чем он, знаем, что Христос не устал? И так далее. И на кресте Он страдал и умер по Своей человеческой природе, но Он — одна личность, страдал Богочеловек. Страдал, конечно, Своей человеческой природой.

Еще, из этого разговора у колодца мы видим, что Господь говорит с женщиной и, как следует из разговора, грешницей. В те времена ни один учитель народа израильского, да и других народов, никогда не стал бы говорить с женщиной, тем более о таких высоких материях, о которых Господь говорил с Самарянкой: о том, что Бог — дух, и о том, что нужно молиться духом и истиной. И еще: что молиться Богу будут не только на горе этой и в Иерусалиме, но и по всему миру. В то время и на Востоке, и на Западе, как говорит святой Григорий Богослов, мужчины принимали и прописывали законы и присваивали себе то, что запрещали женщинам. Конечно, и сегодня мы видим требования феминизма и женского лобби, желающих, чтобы мы были не едины во Христе, а одинаковы. Вы видите и сами знаете, до чего это нас довело, какое страшное моральное падение и между женщинами, и между людьми вообще. Мы не признаём, как говорит святой Григорий Богослов, эту разницу в требованиях и во мнениях. То, что принес Господь, Он принес и мужчинам, и женщинам: Блаженны милостивые… (Мф. 5, 7). Не только мужчины, но и женщины. Блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8). Каждая заповедь Иисуса Христа относится и к мужчинам, и к женщинам. Конечно, есть различия, не только физические, но и психические, но они не таковы, чтобы сделать мужчин высшими, а женщин низшими, недостойными Царствия Небесного. Безусловно, по словам апостола и Библии, сначала создан Адам, а потом из его ребра Ева, но, по объяснению святых отцов, это потому, чтобы ни один из сотворенных не возгордился. Бог создал женщину от той же природы, какую имел Адам, чтобы они знали, что едины в Иисусе Христе. Тогда и любовь между ними будет такой, какой и должна быть в существах, созданных Богом: не стремлением к тому, что удаляет от Бога, — безответственному удовольствию, греху, прелюбодеянию, блуду и другим несчастьям греха, а стремлением к уважению личности одного в другом и к бережению образа души. Ни блудники, ни прелюбодеи, ни другие грешники Царства Божия не наследуют, сказано в Первом послании к Коринфянам (6, 9).

Пусть Господь, Который все это прозрел, как Бог видел, что та женщина имела пять мужей и тот, с которым она сейчас, [ей] не муж (Ин. 4, 18). Пусть Господь, Кто видит и мысли наши, и сердца наши, и дела, поможет нам, чтобы и ум, и сердце, и глаза наши, и руки были чистыми от греха на пути следования за Ним в Царствие Небесное. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). А Он — в Царствии Небесном, к которому и нам нужно идти своей верой, жизнью по этой вере в чести и святости.

Благослови вас Бог и даруй вам всяческое добро!

 

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2