Лента последних материалов

О ПРАЗДНИКЕ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Предлагаем Вашему вниманию текст проповеди монаха Константина (Сабельникова) - проповедника кафедрального собора Воскресения Христова города Краснослободска.

1PhbosBz6wI

Со дня Вознесения до Пятидесятницы апостолы по заповеди Христа пребывали вместе в Сионской горнице, ожидая сошествия Святого Духа. Когда Церковь воспоминает это пребывание апостолов вместе, она совершает память Первого Вселенского Собора, во время которого святители – преемники апостолов – по воле Божией собрались вместе, чтобы исповедовать истину о том, что Иисус Христос – это совершенный Бог, Который стал человеком. Александрийский священник Арий заявил, что Сын Божий – это не Бог, а сотворенное существо, и многие поверили ему, потому что в доказательство своей ереси он приводил цитаты из Библии, которые в отрыве от всего Священного Писания и контекста можно так толковать. Задачей Собора было дать такое объяснение истины о Христе Сыне Божием, которое бы исключало неопределенность и не пускало перетолкования. Для этого, чтобы выразить отношение Сына Божия к Богу Отцу, на Соборе был введен термин «единосущный», т.е. имеющий одну и ту же сущность, и сказано, что Господь Иисус Христос есть Бог истинный от Бога истинного. 
Как правило, заблуждения, искажающие Божественную истину, основываются на Священном Писании. И дьявол, когда искушал Иисуса Христа, привел ему слова из 90-го псалма. Поэтому на протяжении своей истории Церковь должна была осмысливать Божественное Откровение, уточнять Божественные истины и выражать их языком современной культуры так, чтобы их нельзя было перетолковывать и понимать еретически. Это было необходимо, чтобы православные явно понимали истину и могли отличить ее от ее искажений и чтобы неправосланые также понимали, чему учит Православная Церковь. 
Утверждение истины на Соборах и развитие православного богословия происходит особым действием Бога. На них невидимо присутствуют Сам Иисус Христос, Который есть сама воплощенная Истина, и Дух Святой, Который есть Дух истины. Перед Своим Вознесением Иисус Христос сказал апостолам: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Особенно Он пребывает среди тех, кто собирается во имя Его: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Указывая на это присутствие Бога и на свое согласие с внушениями Святого Духа, апостолы на Апостольском Соборе 51 г., а затем святители на последующих Соборах изложение своих решений предваряли словами: «Угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15:28). 
Соборы утверждают Богооткровенную истину, а также единство православных в истине. Единство является первым свойством Бога и Его Церкви. В Символе веры исповедуем: «Верую во Единаго Бога Отца… И во Единаго Господа Иисуса Христа… Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь…» Поэтому в день святых отцов Первого Вселенского Собора на литургии читаются начальные слова первосвященнической молитвы Иисуса Христа, в которых Он молился о единстве Церкви: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоан.17:11). 
Единство – это основа жизни. Жизнь каждого органа тела состоит в единстве с другими органами, жизнь тела – в единстве с душой, жизнь души – в единстве с Богом, жизнь человека – в единстве со своей семьей, обществом и народом, а жизнь христианина – с Церковью, главой которой является Бог. 
Человек, который не исповедует Богом открытую истину, не может быть в единстве с Богом и с Церковью, потому что Бог есть Истина, а Церковь – столп истины (см. 1Тим. 3:15). Единство в вере, т.е. в истине, - это основа жизни в Боге и спасения. Заблуждения отделяют людей от Бога и от Церкви. Когда Арий хотел соединиться с Церковью, архиепископу Петру Александрийскому во время молитвы наяву явился Иисус Христос в образе двенадцатилетнего юноши, имеющего лицо ярче солнца, так что он не мог смотреть на Него. Он был одет в белый хитон, разодранный сверху донизу, и придерживал его на груди обеими руками, закрывая Свою наготу. Петр в ужасе спросил Христа: «Кто Тебе, Создатель, разодрал хитон?», а Господь ответил: «Арий безумный разодрал Мне, так как он отделил от Меня людей, которых Я стяжал Своей Кровью». 
Если основой церковного единства является единство в вере, т.е. в истине, а его завершением – любовь. Поэтому апостол заповедует нам: «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2). На каждой литургии перед пением Символа веры Церковь призывает нас к любви и к единомыслию: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Без любви не может быть единомыслия, а без единомыслия не может быть совершенной любви. 
Основой любви является смирение, поэтому за каждым отступлением от единомыслия с Церковью стоит гордость, превозношение над ближними и отчуждение от них. Поэтому апостол говорит: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим.12:16). 
Бог являет Свою славу только среди Своих единомысленных последователей, и спастись мы можем только в единстве с Церковью, в единомыслии с ней и в любви к Ней и к Ее членам. День святых отцов Первого Вселенского Собора – это праздник торжества истины над ложью, смирения над гордостью, единства над разделением.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2