Лента последних материалов

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА: ЕЕ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

В день Пятидесятницы образовалась Церковь, ибо Бог Святой Дух сошел на Апостолов, а через них на верующих в Господа Иисуса Христа. Как человек состоит из души и тела, так и Церковь – это единство Святого Духа и людей. Церковь – это единый организм, в котором люди соединены с Богом и в Боге друг с другом. День Пятидесятницы – это день рождения Богочеловеческого организма, главой которого является Иисус Христос, сердцем – Святой Дух, а кровью – благодать Святого Духа. 
У Бога все живы, поэтому и в Церкви все живы и она состоит из живых и умерших. День рождения Церкви – это праздник для всех ее членов: как живых, так и умерших. Поэтому перед этим днем совершается «память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду». 
Церковь состоит из торжествующей Небесной Церкви, из воинствующей земной Церкви и из страдающей преисподней Церкви. Многие христиане не достигают подобия Богу в милосердии и чистоте и попадают в ад. Там они не могут совершать добрых дел и поэтому не могут себе помочь. Там они только получают воздаяние за грехи, которыми они разрывали общение с Богом в земной жизни и поэтому не смогли войти в Небесную Церковь, пребывающую в Боге. Но они остаются членами Церкви. Как земная Церковь, так и Небесная молятся за них о прощении их грехов, об освобождении их от ада и о вселении их на Небо. 
Троицкая родительская суббота напоминает нам: 
1) о том, что Церковь состоит из живых и усопших; о том, что умершие умерли только для земной жизни и для земных благ, но они являются живыми членами Церкви, перешедшими в загробный мир; 
2) о загробном мире, о том, что наша земная жизнь есть только краткий миг, данный для подготовки к вечности, есть только преддеверие вечной жизни или вечной смерти; 
3) о живой связи физического мира с духовным и о нашей связи с усопшими. Со смертью тела и переходом души в вечность не прекращается ее связь с живущими на земле. Усопшие знают о живых и ждут их молитв, и эти молитвы им помогают; 
4) о том, что на Церковь мы должны смотреть с точки зрения молитвы об усопших, перешедших в вечность, т.е. с точки зрения перехода в загробный мир, ибо Церковь создана Христом для того, чтобы подготовить нас к вечности; 
5) о том, что самая главная потребность человека – это общение с Богом, а самое страшное зло – это грех, удаляющий от общения с Ним. Поэтому мы просим усопшим прощения их грехов. В загробном мире нет земных благ и земных страданий, там есть только духовные блага и духовные страдания. Там умершие только ждут прощения грехов, благодати Божией и своего воскрения для Страшного Суда. Чтобы прожить правильно земную жизнь, мы подобно умершим должны стремиться к избавлению от грехов, к общению с Богом как главной цели жизни и ждать всеобщего воскресения для жизни вечной. В Символе веры мы исповедуем, что мы чаем, т.е. ждем, «воскресения мертвых и жизни будущаго века»; 
6) о главной цели земной жизни – достичь покоя в Боге через уподобление Ему и соединение с Ним. Мы просим усопшим покоя. Это самое главное, в чем они нуждаются, и это самое главное, в чем нуждаются живые. Никто в загробном мире не получит того, чего не приобрел здесь. Господь сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28,29). Тот, кто в земной жизни не обретет покой во Христе через терпение скорбей (несение креста), кротость и смирение, тот не обрет покой и в той жизни. Тот, кто через смирение и чистоту не освободится от пристрастий к земным благам, будет в том мире страдать, потому что эти пристрастия будут удалять его от истинного блага – покоя в Боге. Молитвы об упокоении усопших напоминают живым о необходимости через добродетели достигать духовного покоя во Христе здесь пока есть возможность; 
7) о нашем долге любви перед усопшими. Дух Святой действует на них через сердца живых, поэтому они нуждаются в наших молитвах и ждут их. Молитва об усопших является священной обязанностью христианин; 
8) о том, что физическая смерть – это временное состояние до всеобщего воскресения, но одни воскреснут для вечной жизни с Богом на Небе, а другие – для вечной смерти в геенне огненной с дьяволом. 

Вселенские родительские субботы – мясопустная перед неделей о Страшном Суде и Троицкая – были установлены апостолами. Это особые праздники, когда Церковь земная молится Богу за тех, кто пребывает в Церкви Небесной, но не достиг святости, и за тех, кто пребывает в Церкви преисподней. Это дни, когда Святой Дух изливает Свою любовь на членов Церкви Небесной и преисподней через молитву членов Церкви земной. В День Святой Троицы мы празднуем, что к нам пришел Бог Дух Святой, а в троицкую субботу – что через нас Он приходит к умершим, к которым скоро приложится каждый из нас. 
В заупокойные субботы богослужение в храме совершается в белых облачениях в знак благодати Святого Духа, которая по молитве живых нисходит на усопших; в знак радости усопших о Боге и о живых, через которых Он Своею любовью действует на них, и в знак духовной радости живых об упокоении усопших.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2