Лента последних материалов

Обращение Владыки Бесполезные усилия

Обращение Владыки

Бесполезные усилия

8

   Дорогие друзья, наверняка, всем нам неоднократно приходилось производить действия в осуществление работы, без итогов которой, вполне можно было бы обойтись. В качестве примера можно привести любую бытовую безделицу. Скажем, скрипят дверные петли, или покрылось пылью оконное стекло, или пропала свежесть постельного белья, ну и так далее. Казалось бы, можно спокойно жить и со скрипящими петлями, и с запылённым стеклом, и вполне высыпаться на несвежем белье, да и вообще, множество подобных мелочей, которые впрямую не влияют на условия жизни, могут быть нами вполне проигнорированы. И, однако же, в большинстве случаев, мы всё же стараемся исправить ситуацию – сделать, помыть, постирать.

С вопросом, откуда у нас берётся желание производить действия, осуществляя работу, без итогов которой, вполне можно было бы обойтись, мы обратились к Его Преосвященству, Владыке Клименту, епископу Краснослободскому и Темниковскому.

   – Владыка, здравствуйте.

   – Добрый день.

   – Владыка, так в чём же тут дело? Почему мы тратим время, прилагаем усилия, может быть даже, несём дополнительные расходы, пытаясь изменить окружающую нас действительность, когда, вполне можем прожить и с реальным положением дел?

   – Думаю, что основным мотивом наших действий, будет являться желание качественно улучшить жизнь. Ведь согласитесь, приятнее, когда петли не скрипят, когда лучше видно, что происходит за окном, когда постельное бельё радует своей чистотой.

   – Иными словами, реальная польза от усилий не является главным стимулом, и речь здесь может идти, скорее об эстетическом удовольствии?

   – Отчасти вы правы. Но обращу ваше внимание на следующее обстоятельство: чистого эстетического удовольствия от выполняемых действий человек никогда не получает. Действия, какой бы характер они не носили, всегда сопряжены с практической пользой. Даже, если мы рассмотрим шедевры любого вида искусства (живопись, музыка, поэзия, проза), которые сами по себе абсолютно бесполезны в практическом смысле, но, в тоже время вызывают чувство эстетического удовольствия, то заметим, что авторы произведений, создавая свои творения, всегда имели ввиду конкретную пользу. Как правило, это всегда было связано с денежным вознаграждением.

   – Хорошо Владыка. Ну а те люди, которые платили за изделие, какую они пользу получали?

   – В случаях с Микеланджело и Леонардо Да Винчи, авторов «Сикстинской капеллы» и «Тайной вечери», очевидно, эти произведения должны были поражать воображение пришедших под своды соборов богомольцев. Что в свою очередь, церковным клирикам позволяло бы с большим пафосом служить мессы и пользоваться дополнительным уважением у мирян. Что опять же приводило бы к увеличению пожертвований на их содержание. В случае с изделиями Фаберже и другими подобными ювелирными украшениями, очевидно, польза именно в том, что деньгам, которые всегда имеют относительный характер, придавалась устойчивая форма, зафиксированная в драгметаллах и камнях. Так сказать: хорошее вложение капитала.  

   –  Владыка, и всё же, если вернуться к бытовым мелочам. Есть ещё что-то, что заставляет людей поступать соответствующим образом, кроме желания качественного изменения условий бытия?

   – Конечно, есть. Это то, что входит в понятие «культура» – созданного человеком искусственного мира, в который он сам себя погружает и достижениями которого, успешно пользуется. Иными словами, существуют уже заданные стандарты проживания, следовать которым человек как бы даже вынуждается, несмотря на то, что его к этому никто не принуждает.

   – Отчего же это происходит?

   – Это уже особенность человеческой природы. Да даже и не только человеческой, а и вообще природы живых существ, которые находятся в условиях выживаемости. Подражание – кратчайший путь приобретения необходимых навыков, для того чтобы выжить в суровых условиях земного бытия. Так же и в человеческом социуме. Когда мы видим, что кто-то превосходит нас по различным жизненным позициям (в основном это связано с материальным благополучием), возникает естественное стремление жить также. И, если пока, не удаётся этого достичь в полной мере, то хотя бы в мелочах мы стремимся быть не «хуже других». Соответственно, если у моих соседей чистые окна, не скрипят дверные петли, в доме чистота и порядок, то сам по себе этот факт будет вынуждать меня к тому, чтобы и у меня в доме было, по крайней мере, также.

   – Владыка, а можно представить себе ситуацию, в которой ни один из находящихся в общении людей не превосходил бы других в чём-либо. Был бы и в этом случае у людей стимул для изменения своего бытия?

   – То есть у всех грязные окна, скрипят петли и так далее?

   – Да все живут одинаково плохо.

   – Прямо сюжет из одного известного стихотворения:  "О таких домах не слыхали мы, долго жить впотьмах привыкали мы. Испокону мы в зле да шёпоте, под иконами  в чёрной копоти". Представить можно. Собственно, это представил ещё Платон, в образе пещеры с находящимися там людьми, которые не могут поверить, что есть, полный тепла и солнечного света, другой мир. А потому не стремятся и не пытаются изменить условия своего бытия. Подобного рода ситуация могла бы иметь место, если бы люди, в ней оказавшиеся, полностью лишены были какого-либо знания о культурном наследие человечества. И в первую очередь, знания религиозного, определяющего целеполагание личности, а значит, и направление всех её действий. А высшим достижением такого знания общепризнано является христианство. И практически вся современная культура – это следствие стремления человечества к высшим, Горним высотам нездешнего бытия, куда проложил путь Господь наш Иисус Христос. Но те высоты прекрасны! Они наполнены красотой гармонии и любви, потому что это место, где обитает Бог.  

  И любое стремления человека хоть как-то улучшить свою жизнь, привнести в неё элементы красоты, гармонии, порядка, правильности, чистоты, справедливости, благородства, великодушия, любви – это всегда стремление к Богу. Вот вам ещё один, пожалуй, главный стимул того, почему мы тратим время, силы, средства на действия, выполняя работу, без итогов которой, мы вполне могли бы обойтись.

   – Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

   – Божие благословение, да пребывает со всеми вами.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2