Лента последних материалов

Преосвященный Климент: "Нам нужна православная молодежь"

Православная культура и светская этика: в чём разница? 

       Дорогие друзья!  Все мы являемся или чьими-то детьми, или чьими-то родителями. Будучи детьми, мы стараемся не огорчать и не расстраивать своих родителей, которые заботятся о нас, желают нам добра и хотят, чтобы мы прожили жизнь более счастливую, чем они. А являясь чьими-то родителями, мы бы хотели, чтобы наши дети не повторяли наших ошибок, были здоровы, благополучны и довольны жизнью. Но практика показывает, что в редких случаях желание родителей, чтобы их дети были счастливы, оказывается осуществлённым. Как правило, всё происходит с точностью до наоборот. В чём же причина такой ситуации?

         Если очень коротко отвечать на этот вопрос, то причина, конечно в абсолютном непонимании, что является для человека истинным благом. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36). Иными словами любой поступок, должен быть полезным для человека исходя из понимания истинного блага. В противном случае, следствием такого поступка будет являться как раз обратный эффект: хотели как лучше, а получилось как всегда.

      Сейчас в российских школах, как вы знаете, у учеников и их родителей появилась возможность выбора между предметами «Светская этика» и «Основы православной культуры» (ОПК). Очень часто родители, желая чтобы их дети выросли адаптированными к этому «жестокому миру», в котором им надлежит «сражаться за выживание» с себе подобными, приобрели навыки выживания посредством внешних приёмов обращения с другими людьми. Родители предполагают, что получив представления о нормах поведения в обществе, а именно так понимают большинство родителей предмет «Светская этика», их дети, умудрённые знаниями, сумеют правильно себя повести, когда нужно будет: завоевать доверие, влиться в коллектив, понравиться работодателю. Цель такого желания ясна и понятна. Родители хотят, чтобы их дети оказались, как сейчас модно выражаться, более конкурентоспособными в завоевании «места под солнцем».

       Иными словами, цель изучения предмета «Светская этика» не в приобретении личностных этических или нравственных качеств, (напомню этика греч. — этос, «нрав, обычай» — философское исследование морали и нравственности), – а в знание о том, как себя нужно вести в обществе чтобы не оказаться в ситуации, когда не сможешь достичь нужного результата. А нужный результат, по мнению большинства родителей, – это «приобретение всего мира» – материальное благополучие.

   Желая такой «пользы» для своих детей, родители даже не задумываются:

  •        Что предмет с таким названием – это нонсенс, недоразумение, поскольку „светской этики“, как известно, в природе нет так же, как там нет религиозной или светской алгебры: этика — это раздел философии, и она по определению не бывает светской или несветской;
  •         Что этике нельзя научить, а можно лишь попытаться сформировать нравственные качества ребёнка посредством духовного, а значит религиозного, в нашем случае Православного, воспитания. А процесс духовного воспитания напрямую связан с культурой Православия, которая вполне соответствует своему содержанию, являясь высшей формой религиозной культуры человечества. Именно эта культура лежит в основе науки, искусства, права, техники, государственного строительства, потому что вся история европейской мысли есть история более или менее успешной частной разработки того комплекса идей и догматических положений, который сложился с первого по восьмой века;
  •       Что ребёнок, представитель своего народа, должен быть открыт к своей собственной культуре, к своей духовной традиции. Если же школа учит терпимо относиться к буддистам и кришнаитам и не знакомит русских детей с основами родного православия – то это школа, воспитывающая детей во лжи, школа, фабрикующая "манкуртов",[1] готовых всегда поддакивать любым внешним влияниям;
  •         Что юность-то ищет абсолюта. А значит, если юношу воспитывать "плюралистом", он релятивизм возведет в абсолют и станет просто циником.

       Напомню, что согласно Православному учению Бог – истинное Благо –  есть Любовь и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем (1Ин.4:16), а значит и цель жизни человека, это не суметь стать конкурентоспособным, а оказаться в Боге, приобретая истинное Благо. А оказаться в Боге можно только тогда, когда человек выработает, сформирует, разовьёт такое свойство своей личности, как любовь – бескорыстное служение ближнему, чему весьма способствует Православная культура, которая и формировалась на этом принципе.

А без Любви справедливость делает человека ЖЕСТОКИМ;

 правда без Любви делает человека «КРИТИКАНОМ»;

воспитание без Любви делает человека ДВУЛИКИМ;

ум   без Любви делает человека ХИТРЫМ;

приветливость без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ;

компетентность без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ;

власть без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ;

честь без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ;

богатство без Любви делает человека ЖАДНЫМ;

вера без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.

Божие благословение да пребывает со всеми вами.


[1] Манку́рт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») — это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2