Лента последних материалов

Духовный смысл архитектуры Санаксарского монастыря

Духовный смысл архитектуры Санаксарского монастыря

135  sanoks2  512x384

Архитектура Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря с виду проста, но на самом деле она является уникальной в России: в ней изображено учение о спасении. В центре монастыря находится главный храм, а все постройки вокруг. Это традиционно для монастырей и означает, что центром нашей жизни является Бог, молитва и спасение души, а все остальное – средство. Соборный храм состоит из двух: нижнего и верхнего. Нижний храм освящен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча – это проповедник покаяния, и на Руси с древности главные храмы освящали в честь него в напоминание, что смыслом христианской жизни является покаяние. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – это первая заповедь Спасителя. В Евангелии сказано, что апостолы пошли и проповедовали покаяние (см.: Мк.6:12). Только покаяние не нужно путать с исповедью. Многие исповедуются, но не каются. Исповедь – это таинство, при котором мы в присутствии священника открываем свои грехи перед Богом и получаем их прощение, а покаяние – это изменение жизни по заповедям Божиим. По-гречески покаяние обозначается словом "метáния", что значит "изменение ума", потому что изменение жизни начинается с изменения образа мыслей. На русский язык оно переведено словом "покаяние", т.е. сожаление, чтобы подчеркнуть один из важнейших моментов покаяния: если человек искренно не пожалеет о своих грехах, о том, чтό он теряет из-за них и что получает, то покаяться он не сможет.

Освящение храма в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, т.е. в честь его мученической смерти – это напоминание о том, что терпение и решимость пострадать в борьбе против греха – необходимые условия для покаяния. Прп. Серафим Саровский на вопрос "почему сейчас мало кающихся" сказал: "потому что нет решимости". Для того чтобы измениться, надо изменить свое отношение к ближним. Если человек ничего не хочет терпеть от своих близких, то покаяться он не сможет. Бывает так, что человек хочет избавиться от какой-то страсти, а изменить своего отношения к людям не хочет, поэтому он не избавится и от страсти, потому что это взаимосвязано. Нижний храм является символом покаяния как смысла христианской жизни и терпения и решимости как главных условий для него.  

Верхний храм, главный храм Санаксарского монастыря, освящен в честь Рождества Божией Матери. То, что он находится в верху, указывает, что Матерь Божия является покровительницей духовной жизни христиан, смыслом которой является покаяние. Эта же идея выражена и в иконостасе. Царские врата означают вход в Царство Небесное, а иконы Спасителя и Божией Матери справа и слева от Царских врат показывают, что Господь и Матерь Божия открыли нам вход в рай, стоят у врат Царства Небесного, призывают нас туда и помогают нам туда войти. Именно поэтому только к Богу и к Матери Божией Церковь молится «спаси нас», показывая этим огромное значение Матери Божией в нашем спасении. Кто-то из святых сказал, что без Божией Матери в Царство Небесное никто не вошел. 

Третий храм находится в больничном корпусе, который находится справа от главного храма. Он освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь события, известного в истории как свержение монголо-татарского ига в 1480 г. В этом событии Матерь Божия явила Свой покров не только над духовной жизнью христиан, но и над жизнью общественной и государственной. Этот храм находится в ряду житейских построек. Это указывает на то, что и наша внешняя жизнь находится под покровительством Божией Матери. В Евангелии говорится, что Господь на кресте сказал апостолу Иоанну Богослову: "се, Мати твоя". Святые отцы объясняют, что через апостола Иоанна Господь это сказал всем нам. На кресте, когда совершалось наше спасение, Он усыновил всех нас Своей Матери, потому что Ее небесное материнство является одной из важнейших сторон нашего спасения. Пресвятая Богородица как наша Небесная Матерь заботится не только о наших духовных нуждах, но и житейских.

693999

Интересно, что в 17 в., когда Россия защищалась от нападений турок, главный храм Санаксарской обители был освящен в честь Сретения Владимирской иконы, установленный  в память защиты Москвы от нашествия Тамерлана. Когда же в конце 18 в. стали бороться за уничтожение угрозы татар вообще, за выход в Черное море, то стали почитать больше праздник Владимирской иконы, установленный в память свержения монголо-татарского ига, и при окончании постройки главного храма в 1776 г. верхний храм был сначала освящен в честь Владимирской иконы. Через три года верхний храм был переименован в честь Рождества Богородицы,  а в честь Владимирской иконы был освящен храм в больничной корпусе. Это один из ярких примеров того, что жизнь Русской Церкви тесно связана с жизнью церковная жизнь была напрямую связана с жизнью Отечества.   

Четвертый храм находится на втором ярусе колокольни. Он освящен в честь Преображения Господня и означает цель христианской жизни, которая состоит в преображении души благодатью Божией, или, как сказал прп. Серафим Саровский, в стяжании Духа Святого, ибо когда душа получает благодать, она преображается. Когда звонят с колокольни, освященной в честь Преображения, то возвещают не только о начале службы, но и о конечной цели всех молитв, покаяния  и христианской жизни вообще – о преображении души исполнением заповедей и благодатью Божией. В то же время достичь преображения души можно только тогда, когда покаяние будет соединено с решимостью бороться с грехом и переносить скорби ради добродетели.

Пятый храм – на кладбище – освящен в честь Воскресения Христова и напоминает нам о том, что все мы по закону человеческой природы умрем, но все мы воскреснем в последний день существования этого мира и предстанем на Страшный Суд перед Христом. Для тех, кто через покаяние, с помощью Матери Божией и святых достигнет преображения души, всеобщее воскресение будет началом вечной жизни в Царстве Небесном со Христом.

Таким образом, нижний храм соборного храма символизирует смысл христианской жизни – покаяние и терпение. Храм на колокольне – цель христианской жизни, преображение души благодатью Божией. Верхний храм и храм в больничном корпусе – покров Божией Матери над духовной и житейской жизнью христиан, и храм на кладбище – всеобщее воскресение и начало вечной жизни.

Монах Константин (Сабельников)

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2