Лента последних материалов

Круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

Круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» 

36490817 2012719842311702 1779987060535328768 o 

2-3 июля 2018 года Наместник Санаксарского мужского монастыря архимандрит Иннокентий по благословению Преосвященнейшего Климента, епископа Краснолободского и Темниковского, принял участие в работе круглого стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». Мероприятие было проведено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга. 

36528622 2012719322311754 1079574496962150400 o

В состав президиума первого дня (2июля) заседаний вошли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Почаевский Владимир, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.  

dc6ad74de22dfc4480b76b685a0fb8ef

Работу секции "Послушание - дыхание монаха" открыл доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора "Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей (смирения, кротость, мир, любовь)". Владыка отметил, что смирение и послушание должны переживаться как добродетели в аскетических трудах всякого монашествующего и христианина. Человек, наделенный свободой, стал несвободным из-за грехов, потому что ушел от послушания Богу. Преподобный Макарий Египетский говорил: душа человека после грехопадения обитает во вратах адовых. Гордость, несвобода, обращение к себе - последствия непослушания. Ветхозаветное человечество было неспособно привести себя ко спасению.  


fd9ad66ff88359e3317108223774c66b 
"Христос Богочеловек показал путь исполнения божественных заповедей прежде всего тем, что был послушен до смерти крестной, - напомнил владыка Исидор. - Спасение - синергия Бога и человека. При этом Господь не принуждает, а приглашает человека. Наше послушание - это свободный ответ любовью и доверием. Послушание на практике осуществляется через духовного отца. При этом последний не навязывает свою волю, а детоводительствует ко Христу. Последствие послушания - сердечная радость. И ничто так не способствует молитве, как послушание".  

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий в докладе "Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца" вспомнил святогорцев - старца схиархимандрита Макария (Сушкина) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), которые в XIX веке привели к расцвету русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Эта среда впоследствии воспитала преподобного Силуана Афонского. В записках отца Иеронима секретом расцвета и преуспеяния монашествующих называются строгое соблюдение общежительного устава, правильное исполнение духовного подвига. В основе послушания должно быть полное искреннее доверие духовному руководителю. Но предмет послушания - не духовный руководитель, а Христос, духовный руководитель - это образ Христа. Проверить, насколько правильно развивается духовная жизнь, можно по чувствам, которые испытываешь при встрече своего игумена или духовника. Если радость - преуспеваешь, если равнодушие - стоишь на месте, если злобу и раздражение - что-то с духовной жизнью не так.  

Наместник Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской епархии игумен Петр (Мажетов) в докладе "Подчинение, повиновение, послушание" обратил внимание на то, что монах, слушающий только старших и без благоговения относящийся к равным себе и младшим, не исполняет послушания. Оно несовместимо с подавленностью духа. Ребенок получает развитие через активность. Родителям бывает от этого трудно. Так и монах - это живой человек со своим мнением, своими особенностями. Если человек, движимый человекоугодием, задавит в себе все желания, то придет лишь к бесплодному унынию. Отец Петр также остановился на таких аспектах истинного послушания, как целеустремленность, дерзновение, бодрость.  

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в докладе "Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы: взаимосвязь" отметил, что святые отцы учат прежде всего послушанию Богу. Лучше всего послушание передается не поучением, а собственным примером и возможно лишь в атмосфере истинной любви между послушником и духовным отцом. И то, и другое есть живое движение души, ищущей Бога. Владыка процитировал истолкование цитаты из Евангелия "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20) как говорящей о браке, когда речь идет о двоих, и о монастыре - когда о троих.  

Игумения Анастасия (Мордмилловчи), настоятельница Казанского монастыря Калуги, завершила заседание докладом "Послушание - основной монашеский обет". У слушателей была возможность задать вопросы, поделиться размышлениями. 

Оаботали секции "Что такое жизнь в послушании" (на примерах жития святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), и "Созидание жизни братства в духе послушания". 

В обсуждении участвовали митрополит Почаевский Владимир, епископы Павлодарский и Экибастузский ВарнаваКолыванский Павел. 

Второй день работы, 3 июля, открыло выступлениемитрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором владыка отметил, что многие вопросы церковной жизни решаются сообща, с привлечением широкого круга участников. "Это говорит о том, что Церковь развивается, появляются новые средства коммуникации между верующими, которые следуют словам блаженного Августина: "В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь", - сказал он. 

На секции "Созидание жизни братства в духе послушания" прозвучал доклад председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата епископа Лидского и Сморгонского Порфирия "Послушание как монашеский обет: отречение и приобретение. Основные составляющие послушания: восприятие, осмысление, исполнение".  

Настоятельница Константино-Еленинского монастыряигумения Илариона (Феоктистова) в докладе "Созидание жизни братства в духе послушания" остановилась на понятии верности Священному Преданию. В наше время можно услышать мнение, что жизнь по уставу не отвечает духу Евангелия. Между тем, устав - одна из форм Священного Предания. Божественное откровение хранится и распространяется посредством Священного Писания и Священного Предания, в последнем различают вероучение, опыт духовной жизни и благодатное освящение. Опыт духовной жизни, приобретенный подвижниками, фиксируется в монастырском уставе, поэтому он - одна из форм хранения Священного Предания. Устав формулирует способы подвижничества, имеет догматические основания, регулирует богослужебную, дисциплинарную формы подвижничества, относится как к отдельному человеку, так и обществу подвижников, являясь идеалом церковной жизни.  

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) в докладе "Враги" послушания - вопросы "А почему я?", "А зачем?", "А может, лучше по-другому?", "А если я не смогу?" и прочие" рассказала об источниках их происхождения и методах борьбы. 

3 июля 2018 года круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» продолжил свою работу в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга. В президиуме утреннего заседания секции «Созидание жизни братства в духе послушания» присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Почаевский Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата); епископ Касимовский и Сасовский Дионисий. 

К участникам собрания с приветственным словом обратился митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. Глава Петербургской митрополии подчеркнул, что предстоящая на круглом столе дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре. Митрополит Варсонофий также напомнил игуменам и игумениям, что принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому так важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», – сказал владыка. 

В ходе работы секции участники собрания имели возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, попросить совета в формате свободной дискуссии на тему «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении». Ведущим дискуссии выступил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в своем вступительном слове особо подчеркнул роль игумена в воспитании у братии истинного послушания: игумен сам должен иметь навык послушания, оказывать послушание своему епископу. В противном случае бессмысленно требовать этого от братии. Мотивация послушания не страх, не выгода, а смирение пред Богом, сказал владыка Георгий. 

Для обсуждения были представлены вопросы, поступившие как от руководителей, так и от насельников монастырей. Вопросы касались самых разных сторон монастырской жизни в свете послушания: соотношения внешних попечений и внутреннего монашеского делания; меры заботы о материальном устроении обители; форм наказания за проступки; правил пользования электронными техническими средствами; выбора насельниками литературы для чтения и т.д. 
По окончании дискуссии митрополит Георгий зачитал итоговый документ круглого стола, где была особо отмечена обстановка духовного единства, понимания и взаимного обогащения опытом, в которой прошло мероприятие. 

Организаторы и участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения насущных проблем монашества. Искренняя благодарность за гостеприимство была также принесена митрополиту Санкт-Петербурскому и Ладожскому Варсонофию, настоятельнице Новодевичьей обители игумении Софии и всем, кто трудился над подготовкой данного собрания. 

Также с благодарностью участники отметили организацию Новодевичьим монастырем в дни работы круглого стола ознакомительных экскурсий в Кронштадт с посещением музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского и предоставленную возможность поклониться святыням Санкт-Петербурга, осмотреть достопримечательности Северной столицы. 

За два дня работы круглого стола было зарегистрировано 170 участников, в том числе: 13 архиереев, 60 игуменов, 38 игумений из 86 епархий Русской Православной Церкви. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?id=143448#ad-image-6 

http://www.patriarchia.ru/db/text/5231587.html 

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2