Лента последних материалов

Обращение Владыки. Ритм

Дорогие друзья, всё Земное бытие подчинено единому ритму. Самым глобальным проявлением этого ритма, который каждый человек ощущает непосредственно на себе, является смена времён года. Хочет человек этого или нет, но он вынужден считаться с этим фактом: «готовь сани летом, а телегу зимой» – пословица, наглядно свидетельствующая о необходимости приспосабливаться к ритмично изменяющимся условиям бытия. А самым локальным проявлением этого ритма для каждого человека будет ритм его собственного бьющегося сердца и чередование вдохов и выдохов, позволяющих ему элементарно жить. Не вызывает сомнения, что малейшее нарушение ритма, как глобального так и локального характера, неминуемо ставит под сомнение возможность жизни, как таковой, на планете Земля. Тому, кто сомневается в этом утверждение, можно посоветовать провести небольшой эксперимент над самим собой: попробовать задержать дыхание или напротив, участить его. Уже через несколько секунд такой аритмии, вам станет, мягко говоря, не совсем комфортно жить, а дальнейшее продолжение эксперимента и вовсе будет угрожать вашей жизнеспособности. Одним словом, по выражению известного философа: миром правит ритм.

Однако христианам хорошо известны слова нашего Божественного Учителя о том, что все Его последователи – ученики «не от мира», а потому и ненавидит их мир (Ин.15:19). В связи с чем возникает подозрение: может быть мир христиан ненавидит потому, что они своим поведением вносят аритмию в отлаженный механизм Земного бытия? В этом смысле пример нашей страны весьма показателен. У наших христиан «всё не как у людей»: «Новолетие» – 1 сентября; Новый год – 14 января; «Утренняя» служится вечером, «Вечерня» бывает утром, а «Всеночное бдение» заканчивается в 19 часов; Богослужение ведётся на малопонятном языке и разобрать, что в данный момент службы говорится или поётся практически невозможно; да и вообще, масса церковных Праздников несовпадающих с официальными выходными, ну и так далее.

С вопросом о том, не в этом ли причина ненависти к христианам мира, мы обратились к Его Преосвященству, Преосвященному Клименту, епископу Краснослободскому и Темниковскому.

– Владыка здравствуйте.

– Добрый день.

– Владыка, так может быть действительно, всё дело в том, что христиане вносят аритмию в отлаженный механизм Земного бытия, а потому и вызывают к себе заслуженную ненависть?

– Для начала давайте определимся с терминами. Библейское понимание слова «мир» двояко. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом, в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду не людей и не природу, а мир греха (как пояснял прп. Исаак Сирин «Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти»). Напомню, что страсть – это греховный навык, вросший в душу; противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в её увлечении чем-либо вместо Бога. Кратко можно сказать, что страсть – это зло, вошедшее в привычку.

– Владыка, а не могли бы Вы привести примеры страстей?

– Пожалуйста: объедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей даёт начало последующей. Тщеславие и гордость таким же способом соединяются между собой, усиление первой из них даёт начало другой, но рождаются, они не от шести предыдущих, а вследствие наличия какой-либо природной способности, добродетели (реальной или мнимой), обладание которой возвышает человека в его в собственных глазах.

– Владыка, а можно дать определение страсти?

– Из всех известных определений, остановимся на определении св. Иоанна Дамаскина, он называл страсть движением энергии против природы. Иными словами, противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек сбивается с естественного для своей природы ритма гармонизирующего его со всей вселенной и приводящего к общению со своим Творцом.

– А за счёт чего происходит этот сбой?

– За счёт наличия в человеческой природе запаса энергетического потенциала, который проявляется у нас в виде «свободы воли». Без этого потенциала, вложенного Создателем в нашу природу, человек в принципе бы не мог ни ставить перед собой цели, ни добиваться их.

– А этот запас по объёму у всех людей одинаковый или разный.

– Разный. Именно поэтому люди с большим запасом быстрее добиваются своих целей, чем другие, в какой бы области деятельности ни простирались их интересы – политика, экономика, наука, искусство и т.д. Но ведь задача и цель человеческой деятельности не просто добиться намеченного результата, а чтобы результат деятельности привёл его к благу. Из этого становится понятным, насколько важно для человека вовремя определиться что же, в конце концов, для него будет являться благом. И, если «благо» – это удовлетворение чувственных животных влечений, то вот вам начало таким страстям, как объедение и блуд; если почёт и известность – таким как гордость и тщеславие.

Но мы с вами уже отметили, что если проявление энергии, которым способен воспользоваться человек, диссонирует с Божественным ритмом, то следствием такого диссонанса будет разрушение и хаос. Что, собственно говоря, мы и наблюдаем, как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных людей в частности. Таким образом, безусловным благом для всех людей будет являться свободное желание следовать Божественному ритму, которое вводит их в состояние красоты, гармонии, счастья, блаженства, к чему все люди в принципе и призваны.

– Владыка, как просто по Вашим словам достигнуть того, к достижению чего стремятся без исключения все люди – счастья. Почему же так сложно оно кем-либо достигается, если достигается вообще кем-нибудь?

– Причина та же, что и у наших прародителей Адама и Евы – в нежелании довериться Богу, Создателю, Творцу вселенной, Отцу человечества, переложив на Него все заботы и попечения о своём бытии (Мф.11:29; 1Петр.5:7), отказаться от возможности проявления своей воли и весь свой энергетический запас свободно направить в русло Божественного ритма (Евр.13:21).

– Владыка, но что мешает это осуществить?

– Природная человеческая повреждённость, следствие грехопадения, выражающаяся в эгоизме и самолюбии. Иными словами, место Бога в сознании человека занял кумир, им самим созданный идол под названием «Я» – представление о самом себе, как о чём-то немаловажном и многозначащим. Именно ради удовлетворения бесчисленных запросов этого кумира, до сего дня и совершаются в мире всевозможные преступления, как против собственной природы человека, так и против природы всего земного бытия, приводящие к нарушению мировой гармонии и ввергающие человечество в бездну хаоса, бед и страданий.

– Что же делать Владыка, как выйти из этого ужасного положения?

– А всё уже сделано Господом нашим Иисусом Христом. Воплотившись, войдя в историю человечества, Бог, пострадав и воскреснув, исправил в Самом Себе нашу повреждённую грехом человеческую природу. Он вновь задал ей правильный ритм, соответствующий первозданному. Ритм, который гарантированно приводит человека к истинному благу. И теперь, каждый уверовавший в это человек, способен приобщиться этому ритму, став христианином.

– Владыка, стать христианином, это значит принять святое Крещение?

– При условии, что человек поверил в Иисуса Христа, как Господа.

– А принять святое Крещение – это значит принять от Бога дар Божественной благодати, которая даёт силы следовать спасительному ритму и возможность преодолевать в себе проявления эгоизма и самолюбия?

– Да.

– Тогда почему в нашей жизни, где мы в основном имеем дело с христианами, да и сами, будучи таковыми, мы ни в себе не видим проявления благодати Крещения, ни в других не замечаем способности отказаться от своих эгоистических интересов?

– Да потому что не стремимся к реализации такой возможности. Полагая, либо по невежеству, либо из-за лени (проявления того же самолюбия), что сам по себе акт Крещения уже достаточное условие нашего «христианства». Вот и ходим мы – горе христиане, являя собой живое подтверждение словам Христа: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Но ведь исполнять волю Отца – это понуждать себя к поступкам, которые соответствуют Божественному ритму. Это поступки Боголюбия и дружелюбия – противоположные самолюбию и эгоизму.

– Как же всем нам помочь?

– Для этого и создана Христом Церковь со всеми её спасительными Таинствами. Со всеми её «недостатками», «непонятностями», «противоречиями», «странностями». Для этого и нужны священнослужители, не только, как совершители Таинств, но и как учителя, увещеватели, призыватели, разъяснятели, где-то даже и принуждатели к тому, чтобы крещённый человек всё-таки встрепенулся от своей спячки и начал подстраиваться под Божественный ритм, его же самого приводящий к счастливой жизни.

– Владыка, но ведь неприятно, когда кто-то, что называется: «лезет в душу», даже пусть и с благими намерениями.

– Смотря, при каких обстоятельствах такое происходит. Одно дело, когда у нас ничего не болит, и вдруг ни с того ни с сего, какой-то мало знакомый нам человек навязывает нам свои врачебные услуги, даже не будучи специалистом в области медицины. И другое дело, когда мы сами приходим в больницу, желая избавиться от мучающего нас недуга. И тут мы уже готовы перетерпеть все неприятные манипуляции, связанные с процессом лечения, лишь бы наступил желаемый результат – выздоровление, справедливо полагая, что доктору виднее как нас лечить.

Ведь ни кто же не ходит в больницу, скажем, за компанию, потому что туда пошла соседка: ну и я, мол, пойду схожу, посижу в коридоре на стульчике. Может и к доктору на приём попаду, пожалуюсь ему на пьяницу мужа, непослушного сына, на ту же соседку. При этом, совсем не считая себя больной и не желая ни от чего излечиваться. Тогда, конечно, любые попытки наивного доктора излечить такого пациента будут восприниматься им как недоразумение, попытка «влезть в душу», куда мы сами годами не заглядываем и уж, тем более, никому другому позволять заглядывать не собираемся.

Вот в таком положении «раздражающих объектов» оказываются все христиане, которые активно стремятся соответствовать Божественному ритму Церковной жизни. Даже не вступая в прямой контакт с другими людьми одним только своим видом, они невольно провоцируют их обращать свой внутренний взор в мрачные глубины своей сбившейся с ритма больной души. И это не может не вызывать неприятных ощущений, потому что там в глубине наших угрюмых душ живёт кумир, идол самолюбия, который не терпит света и не хочет менять привычный ритм своего существования. А потому и ненавидит христиан мир в лице многих его представителей. Но эта ненависть христианам не страшна, поскольку никак не может сбить их с Божественного ритма и нарушить мир в котором они пребывают, потому что их мир – Сам Христос бессмертный Бог – Источник жизни, Который уже победил «мир греха» и готов сделать причастным этой победе любого, кто поверит в такую возможность (Ин.16:33).

– Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

– Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2