Лента последних материалов

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

541 0119918b

 

МБОУ «Варжеляйская средняя общеобразовательная школа»

Торбеевского муниципального района РМ

Историко – культурный конкурс

«Мой храм»

Эссе

Храм «Покрова  Пресвятой Богородицы»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Федосейкин Кирилл,  ученик 8 класса

Руководитель:  Григорьева Елена Фёдоровна,

                           учитель русского языка и литературы

село Варжеляй ,  2014г.

Храм «Покрова  Пресвятой Богородицы»

          Родина начинается у  порога твоего дома, улицы, села.  

Издавна местом  жительства люди выбирали то место  , где есть река и лес, которые были источником жизни для человека. С самого начала основания моего села Варжеляй на его месте был дремучий лес и текла река.   Село появилось очень давно, в исторических документах упоминается с 1716г.  Оно очень быстро начало разрастаться, так как  места были не только красивые, но и богатые: плодородная почва и  лес,   который давал  одежду,  еду  и тепло.  Когда человек насыщался пищей телесной, он начинал думать о пище духовной, поэтому вскоре в центре села появилась деревянная церковь,  так как на постройку каменного храма нужно было немало денег, а также нужны были мастера, способные вывести барочные своды, сложные кирпичные узоры в европейском духе, вырезать вычурные иконостасы. Вот  почему прихожане долго не решались на каменное зодчество. Но   огонь не щадил деревянные постройки, и храмы часто горели. Моя  бабушка  рассказывала, как однажды летом ,   когда она была ещё маленькая и жила в соседнем селе, и  всё взрослое  население было на поле (убирало урожай) в деревне остались только старики да дети , внезапно  начался  пожар.   Стояла невыносимая  жара, крыши домов были покрыты соломой , огонь быстро переходил от одного дома к другому и за считанные часы вся улица вместе с церковью сгорела . Чудом  спаслись   дети и старики.  Деревянные храмы  горели  очень часто,  и   на пожертвования людей начали строительство нового кирпичного  храма «Покрова Пресвятой Богородицы», который превосходил по красоте и размаху замысла и  грандиозностью величия храмы  из соседних сёл. Храм  был всем на загляденье  и на зависть, ведь говорят же – каков храм, такие и люди. Кирпичный храм , который стоит и поныне,  был  построен по документам в 1880 г., хотя старожилы рассказывают , что он построен лет на тридцать раньше. Недалеко от моего дома живёт старушка, у которой прадед строил этот храм.  Строительство продолжалось несколько лет,  денег не хватало, люди ходили по соседним деревням и собирали деньги, но  их всё равно было недостаточно. Однажды вечером строители сидели и думали, о том,  где бы добыть  денег, чтобы закончить строительство. Односельчане были очень удивлены,   когда утром   на полу нашли узелок с деньгами. Кто-то их подбросил в окно и не хотел, чтобы его узнали.   До сих пор неизвестно,  кто был этот человек.

 В храме службы проводились до 1933г. И стар,  и млад ходили каждое воскресенье на службу. О  начале службы возвещал колокол; его звон был слышен  даже в Куликове, который находится за семь километров от села Варжеляй.  Вера людей – мокшан была очень искренней. Моя бабушка рассказывала, что её отец, мой прадед,  никогда не работал в воскресенье, он говорил, что есть шесть дней,  чтобы работать, а седьмой день- воскресенье,  надо посвятить Богу.  В книге «Старец  иеросхиманах  Сампсон», собранной Татьяной Молчановой о мордве говорится: «Батюшка полюбил мордву за их детскую доверчивость, ясную, прямую веру. Он любовался как они по – детски молились, как  исповедывались,  как носили кресты. Большие, старинной работы – и на груди, и поверх мордовского  национального костюма.  Он говорил: «Мордва – просто исповедники христовы. Их вера очень близка к детской вере, как будто возвращаешься в первые века христианства». Старец Самсон , в миру граф Александр Сиверс,  родился в 1898 г. в Санкт – Петербурге.   Став священником , пять лет вёл службы в Макаровке,  близ Саранска.

541 0119922b

В 1933г.,  когда репрессии и гонения дошли до села Варжеляй, храм закрылся.  Батюшку арестовали , и певческое пение замолкло на долгие годы. Церковную утварь , имеющую ценность,  разворовали. Иконы хотели сжечь, но жители села, узнав об этом, тайно вынесли их.  Это были Девятайкина Татьяна и Кучерова Анна, жившие недалеко от храм. Женщины были глубоко верующими людьми, их в деревне называли «монашками». За их веру новая власть  притесняла. Рассказывают, что они пешком ходили в Иерусалим, в деревне их не было три года. У одной прихожанки хранится камень , принесённый ими из Иерусалима.  После Пасхи они с молитвами и иконой «Неопалимая купина», именуемой в народе «Пожарной», обходили с молитвами всё село. В настоящее время эта икона находится в храме, в алтаре. Ещё одну икону «Утоли моя печали», спрятала Тярина  Феодосия, она тоже была верующей и жила напротив монашек Анны и Татьяны.  Эту икону она принесла в храм сразу после его открытия. Икона  была совсем чёрной, и образ Божией Матери почти не различался. Сейчас эта икона стала более светлой, возможно, от молитв прихожан. Многие иконы пропали бесследно. Колокола сняли во время войны и увезли , чтобы переплавить и сделать из них орудия.   Храм превратился в склад, где сначала хранилось зерно, а потом разная колхозная утварь.  Поповский дом и сад перешли в колхоз. В доме попа организовали сельский клуб.

Повсеместно храмы начали открываться, когда произошёл развал Советского Союза. И в моём селе  вновь храм открылся в 1993г.  Батюшкой тогда был отец Макарий.  Но службы начались не сразу в церкви,  так как она была изнутри полностью разрушена и её нужно было восстанавливать, поэтому службы проходили в молельном доме.  Молельный дом был сделан из трёхквартирного дома,  предназначенного для молодых работников совхоза, но так как совхоза уже не было, то дом пустовал и его передали для пользования сельчанам.  В молельном доме службы проводились несколько лет, народу всегда было много,  собранные деньги шли на ремонт церкви. Молельный дом посещал даже Митрополит  Варсонофий,  он приезжал и на открытие храма после ремонта. 

 В храме есть два предела: летний и зимний. В настоящее время работает только один из них - зимний. На открытие второй половины нужны  дополнительные средства, нужна спонсорская помощь и помощь прихожан.  В летнем пределе два выхода, он и по площади больше,    в нём большой и светлый алтарь. В некоторых местах на потолке сохранилась фреска и ещё несгнившие ступеньки,  ведущие в алтарь,  а также остатки деревянного аналоя,   куда батюшка ставил Евангелие  и другие церковные книги.  Находясь в этой половине храма,  ощущается дух старины, перед глазами встают образы людей,   стоящих   и молящихся в храме,  а в те годы истинно  верующих людей было очень много.

10 августа 2012г. в храме была освящена икона «Старочётовский новомученик  Иоанн Ломакин». Эту икону заказали и привезли из Москвы правнучка Мария Григорьева и внучка Мария Ивана Ломакина. Они   ходатайствовали о причислении к лику святых их предка. Иван Ломакин был верующим человеком, и к вере призывал и своих односельчан, а верующих советская власть в 30-е годы преследовала и арестовывала. Ивана Ломакина арестовали в 1937 году и увезли в Саранск. Его заставляли отречься от своей веры, но он отказался, за это его расстреляли.  В 2001 г., изучив все архивные данные, его причислили к лику святых.  Так в Варжеляе  появился свой святой. Мой прапрадед Михаил, был дьяконом в соседнем селе Куликово. Его тоже вместе с батюшкой этого села расстреляли в 1937 году.

За двадцать лет работы в храме служило  несколько батюшек это:  отец Макарий,  отец Прохор, иерей Александр (он в храме служил дольше всех), отец Михаил.  А в настоящее время   уже четвёртый год ведёт службу   иерей Алексей. Все предыдущие батюшки были приезжими  из других регионов, а отец Алексей –местный,  из села Дракино. Он молод, энергичен.  При нём в храм был приобретён иконостас, огорожен храм красивой изгородью. В настоящее время действующий предел церкви в строительных лесах, снаружи церковь штукатурят и белят.

На строительство церкви люди потратили много средств и много лет, и всё же она была построена, а на ремонт нужно гораздо меньше и всё - таки наступит день,  когда церковь полностью будет восстановлена.

                                            

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2