Храм Покрова Пресвятой Богородицы
МБОУ «Варжеляйская средняя общеобразовательная школа»
Торбеевского муниципального района РМ
Историко – культурный конкурс
«Мой храм»
Эссе
Храм «Покрова Пресвятой Богородицы»
Выполнил: Федосейкин Кирилл, ученик 8 класса
Руководитель: Григорьева Елена Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
село Варжеляй , 2014г.
Храм «Покрова Пресвятой Богородицы»
Родина начинается у порога твоего дома, улицы, села.
Издавна местом жительства люди выбирали то место , где есть река и лес, которые были источником жизни для человека. С самого начала основания моего села Варжеляй на его месте был дремучий лес и текла река. Село появилось очень давно, в исторических документах упоминается с 1716г. Оно очень быстро начало разрастаться, так как места были не только красивые, но и богатые: плодородная почва и лес, который давал одежду, еду и тепло. Когда человек насыщался пищей телесной, он начинал думать о пище духовной, поэтому вскоре в центре села появилась деревянная церковь, так как на постройку каменного храма нужно было немало денег, а также нужны были мастера, способные вывести барочные своды, сложные кирпичные узоры в европейском духе, вырезать вычурные иконостасы. Вот почему прихожане долго не решались на каменное зодчество. Но огонь не щадил деревянные постройки, и храмы часто горели. Моя бабушка рассказывала, как однажды летом , когда она была ещё маленькая и жила в соседнем селе, и всё взрослое население было на поле (убирало урожай) в деревне остались только старики да дети , внезапно начался пожар. Стояла невыносимая жара, крыши домов были покрыты соломой , огонь быстро переходил от одного дома к другому и за считанные часы вся улица вместе с церковью сгорела . Чудом спаслись дети и старики. Деревянные храмы горели очень часто, и на пожертвования людей начали строительство нового кирпичного храма «Покрова Пресвятой Богородицы», который превосходил по красоте и размаху замысла и грандиозностью величия храмы из соседних сёл. Храм был всем на загляденье и на зависть, ведь говорят же – каков храм, такие и люди. Кирпичный храм , который стоит и поныне, был построен по документам в 1880 г., хотя старожилы рассказывают , что он построен лет на тридцать раньше. Недалеко от моего дома живёт старушка, у которой прадед строил этот храм. Строительство продолжалось несколько лет, денег не хватало, люди ходили по соседним деревням и собирали деньги, но их всё равно было недостаточно. Однажды вечером строители сидели и думали, о том, где бы добыть денег, чтобы закончить строительство. Односельчане были очень удивлены, когда утром на полу нашли узелок с деньгами. Кто-то их подбросил в окно и не хотел, чтобы его узнали. До сих пор неизвестно, кто был этот человек.
В храме службы проводились до 1933г. И стар, и млад ходили каждое воскресенье на службу. О начале службы возвещал колокол; его звон был слышен даже в Куликове, который находится за семь километров от села Варжеляй. Вера людей – мокшан была очень искренней. Моя бабушка рассказывала, что её отец, мой прадед, никогда не работал в воскресенье, он говорил, что есть шесть дней, чтобы работать, а седьмой день- воскресенье, надо посвятить Богу. В книге «Старец иеросхиманах Сампсон», собранной Татьяной Молчановой о мордве говорится: «Батюшка полюбил мордву за их детскую доверчивость, ясную, прямую веру. Он любовался как они по – детски молились, как исповедывались, как носили кресты. Большие, старинной работы – и на груди, и поверх мордовского национального костюма. Он говорил: «Мордва – просто исповедники христовы. Их вера очень близка к детской вере, как будто возвращаешься в первые века христианства». Старец Самсон , в миру граф Александр Сиверс, родился в 1898 г. в Санкт – Петербурге. Став священником , пять лет вёл службы в Макаровке, близ Саранска.
В 1933г., когда репрессии и гонения дошли до села Варжеляй, храм закрылся. Батюшку арестовали , и певческое пение замолкло на долгие годы. Церковную утварь , имеющую ценность, разворовали. Иконы хотели сжечь, но жители села, узнав об этом, тайно вынесли их. Это были Девятайкина Татьяна и Кучерова Анна, жившие недалеко от храм. Женщины были глубоко верующими людьми, их в деревне называли «монашками». За их веру новая власть притесняла. Рассказывают, что они пешком ходили в Иерусалим, в деревне их не было три года. У одной прихожанки хранится камень , принесённый ими из Иерусалима. После Пасхи они с молитвами и иконой «Неопалимая купина», именуемой в народе «Пожарной», обходили с молитвами всё село. В настоящее время эта икона находится в храме, в алтаре. Ещё одну икону «Утоли моя печали», спрятала Тярина Феодосия, она тоже была верующей и жила напротив монашек Анны и Татьяны. Эту икону она принесла в храм сразу после его открытия. Икона была совсем чёрной, и образ Божией Матери почти не различался. Сейчас эта икона стала более светлой, возможно, от молитв прихожан. Многие иконы пропали бесследно. Колокола сняли во время войны и увезли , чтобы переплавить и сделать из них орудия. Храм превратился в склад, где сначала хранилось зерно, а потом разная колхозная утварь. Поповский дом и сад перешли в колхоз. В доме попа организовали сельский клуб.
Повсеместно храмы начали открываться, когда произошёл развал Советского Союза. И в моём селе вновь храм открылся в 1993г. Батюшкой тогда был отец Макарий. Но службы начались не сразу в церкви, так как она была изнутри полностью разрушена и её нужно было восстанавливать, поэтому службы проходили в молельном доме. Молельный дом был сделан из трёхквартирного дома, предназначенного для молодых работников совхоза, но так как совхоза уже не было, то дом пустовал и его передали для пользования сельчанам. В молельном доме службы проводились несколько лет, народу всегда было много, собранные деньги шли на ремонт церкви. Молельный дом посещал даже Митрополит Варсонофий, он приезжал и на открытие храма после ремонта.
В храме есть два предела: летний и зимний. В настоящее время работает только один из них - зимний. На открытие второй половины нужны дополнительные средства, нужна спонсорская помощь и помощь прихожан. В летнем пределе два выхода, он и по площади больше, в нём большой и светлый алтарь. В некоторых местах на потолке сохранилась фреска и ещё несгнившие ступеньки, ведущие в алтарь, а также остатки деревянного аналоя, куда батюшка ставил Евангелие и другие церковные книги. Находясь в этой половине храма, ощущается дух старины, перед глазами встают образы людей, стоящих и молящихся в храме, а в те годы истинно верующих людей было очень много.
10 августа 2012г. в храме была освящена икона «Старочётовский новомученик Иоанн Ломакин». Эту икону заказали и привезли из Москвы правнучка Мария Григорьева и внучка Мария Ивана Ломакина. Они ходатайствовали о причислении к лику святых их предка. Иван Ломакин был верующим человеком, и к вере призывал и своих односельчан, а верующих советская власть в 30-е годы преследовала и арестовывала. Ивана Ломакина арестовали в 1937 году и увезли в Саранск. Его заставляли отречься от своей веры, но он отказался, за это его расстреляли. В 2001 г., изучив все архивные данные, его причислили к лику святых. Так в Варжеляе появился свой святой. Мой прапрадед Михаил, был дьяконом в соседнем селе Куликово. Его тоже вместе с батюшкой этого села расстреляли в 1937 году.
За двадцать лет работы в храме служило несколько батюшек это: отец Макарий, отец Прохор, иерей Александр (он в храме служил дольше всех), отец Михаил. А в настоящее время уже четвёртый год ведёт службу иерей Алексей. Все предыдущие батюшки были приезжими из других регионов, а отец Алексей –местный, из села Дракино. Он молод, энергичен. При нём в храм был приобретён иконостас, огорожен храм красивой изгородью. В настоящее время действующий предел церкви в строительных лесах, снаружи церковь штукатурят и белят.
На строительство церкви люди потратили много средств и много лет, и всё же она была построена, а на ремонт нужно гораздо меньше и всё - таки наступит день, когда церковь полностью будет восстановлена.