Церковь в честь Рождества Христова и в память Покрова Пресвятой Богородицы села Куликово, Торбеевского района. Историко-культурологический конкурс
МБОУ «Варжеляйская средняя общеобразовательная школа»
Историко-культурологический конкурс
«Мой храм»
Эссе
«Пока живет церковь, живет село»
Церковь в честь Рождества Христова и в память Покрова Пресвятой Богородицы села Куликово, Торбеевского района
Подготовил: ученик 11 класса, Шлаев Виктор Иванович
Руководитель: учитель истории и обществознания Шлаева Е.В.
С. Куликово 2014г
Глубинка милая, село родное!
Просторы, небо голубое,
Заря чудесная, закат - янтарь,
Кричит с утра петух – бунтарь.
Церквушка сельская людьми полна,
И отражается в реке луна...
Я живу в обыкновенном селе с простым и ясным названием – Куликово. Это моя малая родина, моя Россия. Сколько на наших просторах подобных сел и деревень.
В своей работе я хочу рассказать о церкви села Куликово. Почему я выбрал эту тему? Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Храм-это святое место, без которого русский человек не может существовать. Отрадно, что за последние десятилетия в России, а также на Мордовской земле восстановлены многие ранее разрушенные храмы.
Храмы, являясь средоточением духовных и культурных ценностей, впитали в себя всё лучшее на протяжении истории. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственно надвременного и надпространственного единения Бога с людьми всегда, на протяжении всей многовековой истории нашей епархии, воспринималась всеми православными архипастырями, пастырями и мирянами как самое необходимое условие, без которого нет спасения души, а значит, нет и полноценной жизни здесь, на земле. Восстанавливаются и сияют обновлённой красотой храмы нашего края во имя торжества Веры Православной. Через восстанавливаемые храмы чудным образом возрождаются души людей.
Был когда-то и в моем родном селе Куликово храм Божий. Из архива мне удалось выяснить информацию, когда была построена церковь в с. Куликово.
Куликово- мокшанское село в Торбеевском районе. Находится на речке Шуструй на левом берегу реки Виндрей. К северу и западу от Куликова простираются крупные луговые угодья.
КУЛИКОВО (морд. Куликова), Торбеевский р-н, до революции Спасский уезд. Тамбовской губернии. Население мокшанское. Куликово упоминалось как деревня в актовом документе 1694. По мнению И. К. Инжеватова, основателями деревни были служилые мордвины Куликовы, записанные по Керенскому участку Второй засечной черты. Даже в нач. ХХ в. Куликово не отличалось многолюдством: в селе насчитывалось 110 дворов, около 840 жителей; в приписной д. Ивановка насчитывалось еще около 280 прихожан. Собственный приход возник в 1909, после возведения и освящения деревянной церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы (строительство закончилось в 1908). Придельная (зимняя) церковь в трапезной была освящена в честь Рождества Христова (1909). Храм, построенный с учетом старорусских зодческих традиций, производил цельное впечатление и отличался продуманностью конструкции: колокольня повторила очертания шатра основного здания (летнего), усложненного четырьмя небольшими главками по фасадам; вытянутость шатра вверх придала звонной башне легкость, а всему зданию в целом – изящество и благородство. К сожалению, село не сумело сохранить храм в целости: зарегистрированный в 1970-е как памятник архитектуры и поставленный на государственную охрану, он, заброшенный всеми, разделил судьбу сотен других святилищ Мордовии, разрушенных или разрушающихся по селам разных районов.
1.Разрушенная церковь в память Покрова Пресвятой Богородицы с Придельной (зимней) церковью в трапезной была освящена в честь Рождества Христова (1909).
Снесли его люди, думая, что без храма легче и проще прожить. Может и легче, т.к. нет перед людьми купольного креста, видимого издалека и напоминающего о сохранении чистоты духовной…
Мои родители рассказали, что они отчетливо помнят этот день, когда около церкви собралось все село. Начали сносить сначала купола, потом рушить стены. Молча стояли и плакали старушки, но на слезы никто тогда не обращал внимания. Так исчезла церковь с лица земли.
Очень приятно, что люди осознали, поняли то, что село живо, пока храм жив. И в доказательство тому является то, что на месте разрушенной церкви прихожане села Куликово начали строительство часовни.
Начал строительство Шитов Николай Петрович. Есть народная мудрость: «Ломать- не строить». И действительно, за считанные дни разрушили церковь, а новую вот уже 14 год строят всем селом.
В 2011году в селе произошло важное событие. В день Святой Троицы освятили часовню. Освятил отец Василий, священнослужитель Виндрейской церкви. Теперь она носит новое название – Часовня Покрова Святой Богородицы.
В 2013 году снова радостное событие для жителей моего села- семья Шитова Н. П. (родом из с. Куликово), подарил для часовни колокола стоимостью 150 тысяч рублей .
Всего их пять. Они разного диаметра и необычайно красивы. Теперь они радуют жителей села Куликово своим чудесным перезвоном.
В часовенке есть все необходимое для проведения церковной службы. По рассказам жителей села (Немовой Лидии Петровны, моей бабушки- Шлаевой Анастасии Карповны). В 2013 году на пожертвование жительницы села Забайкиной Татьяны (ей 84года) приобрели для часовни три подсвечника. На пожертвования семьи Пяткиной С.Н. приобрели Распятие, Дарницу, Семисвечник. В часовенке есть иконы, их принесли местные жители. В настоящий момент начали работать над воротами для изгороди. Отапливается часовенка дровами. Дрова заготавливают местные жители. Светло и уютно внутри часовенки. По субботам в часовенке идет служба. Рано утром колокола своим звоном приглашают жителей села на церковную службу. Почему по субботам службы проходят? Дело в том, что священник, иерей Алексей, приезжает из соседнего села- Варжеляя. Он один проводит службу и в церкви села Варжеляй, и у нас в селе. Моя бабушка печет просфору к службе. Мне всегда интересно наблюдать, как она это делает. Раньше я мало представлял, каким образом появляются кресты на просфоре. Теперь я знаю, что для этого есть специальная печать, которую ставят на просфору перед выпеканием. Также мне бабушка рассказала, что нужно держать определенную температуру в духовке, чтобы просфора не пережарилась и не стала румяной, как пирожки. Тесто для просфоры тоже готовят специальную. Мне захотелось узнать подробнее о том, что означает просфора, зачем она нужна. Вот что я узнал из интернет – источников:
О священном хлебе. Просфора, Артос, Антидор
Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.
Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово "просфора" означает "приношение". В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе). Просфора в нынешней Церкви - это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами "IC.XC.NI.KA", означающими "Иисус Христос побеждает". Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский. В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.
Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть - Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» - «вместо» и «ди орон» - «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».
"Антидор,- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их".
Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.
С появлением часовенки изменилась жизнь сельчан. Мне кажется, совершенно по другому ощущаешь приближение праздника, когда есть церковь. Душа наполняется какой-то необъяснимой радостью. С воодушевлением ждешь момента, когда зазвонят колокола и начнется церковная служба. Изменения наблюдаю и у детей, подростков, моих сверстников. Все чаще стали мы посещать службы, готовимся ко Святому Причастию. Для этого соблюдаем пост. В нашей школе, детям, которые постятся, готовят постную пищу.
Мне кажется, когда в селе есть церковь, люди становятся добрее и гуманнее.
n Список использованной литературы
n Торбеево. А.С. Лузгин
n Летописи печати Мордовской АССР.
n Мордовия. Энциклопедия.
n Жизнь промыслов. А.С. Лузгин
n Торбеевский район. А.С. Лузгин, С.А. Кильгишов.
n Книга Памяти РМ.
n История и культура мордовского края. Учебное пособие. Н.М. Арсентьев.
n Топонимия Торбеевского района. А.С. Лузгин
n Социологический опрос жителей с. Куликово
n Интернет ресурсы
Опрос жителей села Куликово.