Лента последних материалов

Церковь в честь Рождества Христова и в память Покрова Пресвятой Богородицы села Куликово, Торбеевского района. Историко-культурологический конкурс

10

МБОУ «Варжеляйская средняя общеобразовательная школа»

Историко-культурологический конкурс

«Мой храм»

Эссе

«Пока живет церковь, живет село»

Церковь в честь Рождества Христова и в память Покрова Пресвятой Богородицы села Куликово, Торбеевского района

Подготовил: ученик 11 класса, Шлаев Виктор Иванович

Руководитель: учитель истории и обществознания Шлаева Е.В.

С. Куликово 2014г

       Глубинка милая, село родное!

      Просторы, небо голубое,
                                                                         Заря чудесная, закат - янтарь,
                                                                        Кричит с утра петух – бунтарь.
                                                                        Церквушка сельская людьми полна,
                                                                       И отражается в реке луна...

Я живу в обыкновенном селе с простым и ясным названием – Куликово. Это моя малая родина, моя Россия. Сколько на наших просторах подобных сел и деревень.

 В своей работе я хочу рассказать о церкви села Куликово. Почему я выбрал эту тему? Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Храм-это святое место, без которого русский человек не может существовать. Отрадно, что за последние десятилетия в России, а также на Мордовской  земле восстановлены многие ранее разрушенные храмы.

Храмы, являясь средоточением духовных и культурных ценностей, впитали в себя всё лучшее на протяжении истории. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственно надвременного и надпространственного единения Бога с людьми всегда, на протяжении всей многовековой истории нашей епархии, воспринималась всеми православными архипастырями, пастырями и мирянами как самое  необходимое условие, без которого нет спасения души, а значит, нет и полноценной жизни здесь, на земле. Восстанавливаются и сияют обновлённой красотой храмы нашего края во имя торжества Веры Православной. Через восстанавливаемые храмы чудным образом возрождаются души людей.

Был когда-то и в моем родном селе Куликово храм Божий. Из архива мне удалось выяснить информацию, когда была построена церковь в с. Куликово.

Куликово- мокшанское село в Торбеевском районе. Находится на речке Шуструй на левом берегу реки Виндрей. К северу и западу от Куликова простираются крупные луговые угодья.

КУЛИКОВО (морд. Куликова), Торбеевский р-н, до революции Спасский уезд. Тамбовской губернии. Население мокшанское. Куликово упоминалось как деревня в актовом документе 1694.  По мнению И. К. Инжеватова, основателями деревни были служилые мордвины Куликовы, записанные по Керенскому участку Второй засечной черты. Даже в нач. ХХ в. Куликово не отличалось многолюдством: в селе насчитывалось 110 дворов, около 840 жителей; в приписной д. Ивановка насчитывалось еще около 280 прихожан. Собственный приход возник в 1909, после возведения и освящения деревянной церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы (строительство закончилось в 1908). Придельная (зимняя) церковь в трапезной была освящена в честь Рождества Христова (1909). Храм, построенный с учетом старорусских зодческих традиций, производил цельное впечатление и отличался продуманностью конструкции: колокольня повторила очертания шатра основного здания (летнего), усложненного четырьмя небольшими главками по фасадам; вытянутость шатра вверх придала звонной башне легкость, а всему зданию в целом – изящество и благородство. К сожалению, село не сумело сохранить храм в целости: зарегистрированный в 1970-е как памятник архитектуры и поставленный на государственную охрану, он, заброшенный всеми, разделил судьбу сотен других святилищ Мордовии, разрушенных или разрушающихся по селам разных районов.

               1.Разрушенная церковь в память Покрова Пресвятой Богородицы с Придельной (зимней) церковью в трапезной была освящена в честь Рождества Христова (1909).

  Снесли его люди, думая, что без храма легче и проще прожить. Может и легче, т.к. нет перед людьми купольного креста, видимого издалека и напоминающего о сохранении чистоты духовной…

Мои родители рассказали, что они отчетливо помнят этот день, когда около церкви собралось все село. Начали сносить сначала купола, потом рушить стены. Молча стояли и плакали старушки, но на слезы никто тогда не обращал внимания. Так исчезла церковь с лица земли.

Очень приятно, что люди осознали, поняли  то, что село живо, пока храм жив. И в доказательство тому является то, что на месте разрушенной церкви прихожане села Куликово начали строительство часовни.

Начал строительство Шитов  Николай Петрович. Есть народная мудрость: «Ломать- не строить». И действительно, за считанные дни разрушили церковь, а новую вот уже 14 год строят всем селом.

 В 2011году в селе произошло важное событие.   В день Святой Троицы освятили часовню.  Освятил отец Василий, священнослужитель Виндрейской церкви. Теперь она носит новое название – Часовня Покрова Святой Богородицы.

 В 2013 году снова радостное событие для жителей моего села- семья Шитова Н. П. (родом из с. Куликово), подарил для часовни колокола   стоимостью 150 тысяч рублей .

Всего их пять. Они разного диаметра и необычайно красивы. Теперь они радуют жителей села Куликово своим чудесным перезвоном.

 

В часовенке есть все необходимое для проведения церковной службы. По рассказам жителей села (Немовой Лидии Петровны, моей бабушки- Шлаевой Анастасии Карповны). В 2013 году на пожертвование жительницы села Забайкиной Татьяны (ей 84года) приобрели для часовни три подсвечника. На пожертвования семьи Пяткиной С.Н. приобрели Распятие, Дарницу, Семисвечник. В часовенке есть иконы, их принесли местные жители. В настоящий момент начали работать над воротами для изгороди. Отапливается часовенка дровами. Дрова заготавливают местные жители. Светло и уютно внутри часовенки. По субботам в часовенке идет служба. Рано утром колокола своим звоном приглашают жителей села на церковную службу.  Почему по субботам службы проходят? Дело в том, что священник,  иерей Алексей, приезжает из соседнего села- Варжеляя. Он один проводит службу и в церкви села Варжеляй, и у нас в селе. Моя бабушка печет просфору к службе. Мне всегда интересно наблюдать, как она это делает. Раньше я мало представлял, каким образом появляются кресты на просфоре. Теперь я знаю, что для этого есть специальная печать, которую ставят на просфору перед выпеканием. Также мне бабушка рассказала, что нужно держать определенную температуру в духовке, чтобы просфора не пережарилась и не стала румяной, как пирожки. Тесто для просфоры тоже готовят специальную. Мне захотелось узнать подробнее о том, что означает просфора, зачем она нужна. Вот что я узнал из интернет – источников:

О священном хлебе. Просфора, Артос,  Антидор

 

     Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.  

Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово "просфора" означает "приношение". В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).     Просфора в нынешней Церкви - это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного     пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами "IC.XC.NI.KA", означающими "Иисус Христос побеждает". Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский. В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.    

 Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть - Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово.  Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» - «вместо» и «ди орон» - «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».     

"Антидор,- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их".     

Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.     

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.     

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.     

  С появлением часовенки изменилась жизнь сельчан. Мне кажется, совершенно по другому ощущаешь приближение праздника, когда есть церковь. Душа наполняется какой-то необъяснимой радостью. С воодушевлением ждешь момента, когда зазвонят колокола и начнется церковная служба. Изменения наблюдаю и у детей, подростков, моих сверстников. Все чаще стали мы посещать службы, готовимся ко Святому Причастию. Для этого соблюдаем пост. В нашей школе, детям, которые постятся, готовят постную пищу.

Мне кажется, когда в селе есть церковь, люди становятся добрее и гуманнее.

Список использованной литературы

Торбеево. А.С. Лузгин

Летописи печати Мордовской АССР.

Мордовия. Энциклопедия.

Жизнь промыслов. А.С. Лузгин

Торбеевский район. А.С. Лузгин, С.А. Кильгишов.

Книга Памяти РМ.

История и культура мордовского края. Учебное пособие. Н.М. Арсентьев.

Топонимия Торбеевского района. А.С. Лузгин

Социологический опрос жителей с. Куликово

Интернет ресурсы

Опрос жителей села Куликово.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2