Лента последних материалов

Обращение Преосвященного Климента

 

img 0011

Власть

   Дорогие друзья, неоднократно затрагивалась тема власти. Власти – как формы взаимодействия между людьми. И всякий раз, мы приходили к выводу, что власть не может оказаться в случайных руках. Что за каждым представителем или носителем власти, обязательно стоит Высший Правитель мироздания, его Творец и Создатель – Бог. Но, одно дело, когда мы рассуждаем о чём-либо на бумаге, соглашаясь с теоретическими доводами, и совсем другое дело, когда мы непосредственно сталкиваемся с необходимостью реализовывать теорию на практике. Как раз в момент необходимости реализации и возникают у нас основные трудности, поскольку (если речь идёт о власти), приходится подчиняться. То есть, следовать чужой воле вне своих конкретных интересов. Что, как правило, вызывает в нас массу протестов и неудовольствия. С вопросом о том, как нам преодолеть это неприятное ощущение, мы обратились к Его Преосвященству, Владыке Клименту, епископу Краснослободскому и Темниковскому.

   – Владыка, здравствуйте.

   – Добрый день.

   – Владыка, так в чём главная причина такого нашего состояния, когда теоретические знания, которые мы признаём за правильные, в момент их практической реализации, неожиданно вызывают у нас массу неудовольствия?

   – Думаю, ответ лежит, что называется: на поверхности. Взгляните сами, ведь многое из того, что мы считаем правильным и верным, даже полезным и спасительным, вовсе не побуждает нас к немедленной реализации в нашей жизни этого полезного, правильного и спасительного. Элементарный пример – утренняя зарядка или гимнастика. Ну, кто сомневается в её полезности? И, однако же, много ли находится людей, кто регулярно, прибегает к этой теоретически полезной процедуре? И это идёт речь об очевидной, наглядной пользе, физического характера, которую человек может ощутить уже в ближайшее время. Увидеть своими глазами результат собственных усилий, когда повысится его работоспособность и улучшится самочувствие. Что же, тогда говорить о «теоретически полезных», духовных «процедурах», подпадающих под общее определение: религиозная, или церковная, или христианская жизнь? В этой области человеческих теоретических знаний и вовсе полный застой.

   – Владыка, трудно с Вами не согласиться. И всё-таки, почему так происходит?

   – Мы уже неоднократно об этом говорили. Причина в разбалансированности человеческой природы, вызванной её повреждением – так называемым: «первородным грехом». Когда ум – где рождаются и содержатся все наши теоретические знания, фактически не является полноценным хозяином наших: души – сосредоточия чувств, эмоций; и тела – инструмента реализации теоретических знаний и чувственных ощущений. Ну, а раз власть, в нашем естестве, не находится в одних руках – «руках ума», где и должна была бы находится, как говорится: по определению, то естественно, отсюда и все противоречия между тем, что надо по уму, и тем, что хочется или не хочется по душе и телу.

   – Владыка, значит у нас в естестве плюрализм и демократия?

   – Можно сказать и так. Кстати, из этого примера наглядно видна вся несостоятельность демократии. Неслучайно ещё Аристотель относил демократию к наихудшей форме правления, наряду с тиранией.

   – Владыка, а посредством чего реализуется власть ума над душой и телом человека?

   – Воля – главный инструмент реализации.

   – А что такое: воля?

   – Трудный вопрос. Эта некая способность, я бы даже сказал, сила, побуждающая и дающая возможность человеку достигать или реализовывать намеченные цели или желания. Фундамент воли находится где-то глубоко в человеческом естестве, и основу его составляет некая внутренняя убеждённость, несокрушимая уверенность личности вправе желать, что желается, и достигать, чего хочется.

   – Откуда берётся такая уверенность?

   – Это загадка. Загадка неповторимости, уникальности человеческой личности. Можно, конечно, попытаться (и такие попытки предпринимались в разное время, разными людьми), найти первоистоки волевых импульсов. Но для этого надо знать, что такое сознание, и как функционирует головной мозг. Но, если когда-нибудь учёным и удалось бы ответить на эти вопросы, даже и тогда, до конца проанализировать все ассоциативные связи, впечатления, ощущения, чувства, возникавшие когда-либо в человеческом естестве (а именно совокупность всех интеллектуально-чувственных впечатлений полученных с момента рождения и определяет в конечном итоге степень силы желания человека), не представлялось бы возможным. К тому же, не надо забывать, что конкретный человек является представителем своего рода, а значит, в его личности каким-то непостижимым образом содержатся и нереализованные стремления его предков, что так же влияет на степень силы желания. И этот аспект вовсе уже не поддаётся никакому анализу.

   – Владыка, но, если всё Вами вышеизложенное перенести на тему нашего разговора, то какой можно сделать вывод?    

   – Вывод следующий. Воля – безусловное достояние всякого человека. Степень её силы напрямую связана с тайной личности. Волю можно, как укрепить, так и ослабить. Укрепляется воля от «действий или бездействий по уму» (когда делаем: «что надо», и не делаем: «чего не надо») ослабляется, когда делаем: «что хочется», в ущерб тому: «что надо». Из этого становится понятно, что в большинстве своём недовольны властью именно люди с ослабленной волей, привыкшие делать: «что хочется». Кстати, это одна из причин, почему именно в России в 20 веке, дважды менялась форма правления.

   – Владыка, как же так, уж в чём, в чём, а в слабоволии революционеров никак нельзя обвинить. А они первые, кто недоволен властью.

   – Естественно, только учтите, что революционеры имеют конкретную цель ­ ­– эту самую власть захватить. Но они никогда не могли добиться этой цели, если бы не опирались на недовольство народа.

   К сожалению, вынужден констатировать, что при всех других выдающихся качествах, русские люди, в большинстве своём, – это люди со слабой волей. А потому, если у русского человека, нет в уме чёткой установки на то, что делать, чтобы было правильно, то его можно увлечь любой глупостью. Поэтому в истории российского народа неоднократно были периоды, когда казалось: ещё немного и народ, и государство прекратят своё существование. Но, когда эта идея доходила до сознания большинства, подключались внутренние резервы, и народ демонстрировал волевые качества незаурядной силы.

   – Владыка, а при каких условиях открывались эти «внутренние резервы».

   – Когда, становилось понятно, где добро, а где зло. Как проявление крайней формы очевидного зла, можно привести в пример войну. Оттого Россия всегда побеждала врагов, вторгшихся на её территорию. Но лучше нам не дожидаться, когда в очередной раз, нам представится случай укрепить волю. Лучше её всё-таки воспитывать в мирных условиях. Тем более что поводов для этого у нашего народа предостаточно. Не случайно ведь именно христианство, и именно Православие со всеми его, – совсем необременительными, но способствующими воле-укреплению ограничениями, – выбрано было нашими предками в качестве системы религиозных убеждений.    

А потому, чтобы не испытывать неприятных ощущений от необходимости подчиняться законной власти, нам нужно укреплять волевые качества при правильной установки ума на достижение высшего религиозного ориентира – святости. При таких условиях мы и сами себя сделаем счастливыми людьми, и наших детей и внуков обезопасим от проявления любой агрессии в адрес нашей страны и нашего народа.

   – Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

   – Божие благословение, да пребывает со всеми вами.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2