Лента последних материалов

Историко-культурный конкурс «МОЙ ХРАМ». ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ села Новый Усад

Муниципальное бюджетное учреждение образования

«Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»

Историко-культурный конкурс

«МОЙ ХРАМ»

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

села Новый Усад

Краснослободского уезда

Выполнил:Симаков Михаил

                                         ученик 8 класса

                                         МБОУ «Красноподгорная СОШ»

                      

Руководитель: Симакова Л.Н.

                                         учитель  МБОУ «Красноподгорная СОШ»

2014 год

В творчестве одного из русских писателей 20 – го века есть такое выражение:

«Не стоит село без праведника!» А мне хотелось бы добавить к этому такие слова: «Не стоит село без храма!»

   Со времени крещения Руси, с принятия православия наша русская земля украшалась многочисленными храмами. Плыли, лились над землей малиновые колокольные звоны, блестели маковки церквей и святых монастырей.

   Чем же была церковь для русского человека? Она несла не только слово божье, но,  прежде всего,  поддерживала вековую народную нравственность, устои народной жизни.

Эти устои опирались на заповеди Христа: «Не укради», «не убий», «Чти отца и мать своих» и другие. Церковь объединяла людей. Доброе слово священника очищало человеческие души от всего дурного.

   В моем родном селеНовый Усад,  когда - то тоже была церковь.

Самое раннее упоминание о церкви относится к 1744 году. Это была деревянная церковь во имя святителя и чудотворца святого  Николая.

 В 1826 году церковь сгорела. Позже построена была новая, каменная церковь во имя Святой Троицы. Она была освящена в 1835 году.

Это была просторная церковь с двумя приделами и колокольней. Церкви принадлежало 56 десятин усадебной, пахотной и сенокосной земли. Приход Новоусадской церкви включал село Новый Усад, и деревни Желтоногово и Барановка.

     Место для церкви выбрано было очень удачно – самое высокое в селе. Отсюда открывался прекрасный вид на заливные примокшанские луга, на лес, на другие, лежащие неподалеку, села. А из лугов церковь была видна как на ладони.

Была она стройная, высокая, и казалось, что церковь летит, парит над всей округой.

Жители села любили ее, жертвовали, что могли, на содержание храма, старались украсить.  Моя бабушка поведала мне историю, которую слышала от своей матери.Несколько мужчин, жителей Нового Усада, уезжали в какой - то город на заработки. Там присмотрели они икону, которую очень захотелось им приобрести для своего храма.   После долгих хлопот они сделали это, купили икону на свои деньги.

Когда же они приехали, все жители Усада, от мало до велика,  отправились крестным ходом в Краснослободск во главе со священником и церковным причтом встречать икону. Встретили икону и водрузили ее в церкви.

    К сожалению, мало известно о священниках Троицкой церкви села Новый Усад. Известно лишь, что в 1899 году рукоположен в священники церкви Константин Александрович Лиховидов. Он родился в 1876 году в Краснослободске, в семье купца. Закончив Пензенскую духовную семинарию.

За отличную пастырскую и церковно-приходскую службу в 1907 году он награжден набедренником.

Известно так же что дьяконом Троицкой Церкви был Федор Иванович Стернов. Он родился в 1870 году в селе Новая Федоровеа Инсарского уезда. Окончив Краснослободское духовное училище в 1894 году, он был определен в псаломщика церкви села Шиловка Наровчатского уезда, а в 1905 году стал дьяконом Троицкой церкви в селе Новый Усад.

 В составе причта  упоминаются отец Ф.И. Стернова, заштатный дьякон Иван Александрович Стернов, а также Андрей Ефимович Касаткин, дьяконский сын, который в 1903 году определен на место псаломщика Троицкой церкви.

    В 30-е годы прошлого века, как и многие другие церкви, храм был разрушен. Из церковного кирпича построен был клуб, амбар для хранения колхозного зерна, да ряд домов.

     Но люди не забыли это святое место.

Долгие годы после разрушения приходили они помолиться перед праздником Пасхи на место, где стояла церковь.  Когда хоронят кого-то из сельчан, похоронные процессии обязательно останавливаются на месте разрушенной церкви.

     Летом 2011 года здесь был воздвигнут поклонный крест. Тогда же было принято решение о строительстве часовни на месте Троицкой церкви.

    Я узнал, что это за здания - часовни, чем они отличаются от церкви.

Я узнал, что часовни – это молитвенные здания без алтаря.   Они могут быть отдельно стоящими, пристроенными или встроенными, могут входить в состав храмового комплекса. Могут строиться из камня, кирпича, дерева, металла или бетона. Здания часовен, как и храмов, должны быть увенчаны главой с крестом.

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться самое главное богослужение.

     Зачем же нужно это здание, похожее на храм?

Затем, что в жизни каждого человека происходят события, когда нужно поблагодарить Бога за что – то, помолиться о чем – то, просто поставить свечу.

Летом 2013 года на средства спонсоров-благотворителей строители воздвигли часовню. 16 января 2014 года можно назвать историческим днем для нашего села. В этот день епископ Краснослободский и Темниковский  Климент провел торжественную литургию в честь установки на часовне золотых маковки и креста. До завершения благого дела осталось сделать внутреннюю отделку храмового здания, облагородить территорию вокруг. 

Я уверен, что то место, где когда-то возвышалась красавица церковь, а теперь обустраивается  часовня – будет,  как и прежде особо почитаемым  местом  в селе.  Маленькая часовня это частичка храма, а пока она живет, живет и село, живет людская вера, и  не  стоит село без храма.

Используемая литература:

- «Красная Слобода», В.А. Юрченко, и др. 2008 г., г. Саранск.

- «Документы архивного фонда Российской Федерации как источник патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан»

Статья «Следы архива Троицкой церкви и церковно-приходской школы села Новый Усад Краснослободского уезда» автор В.Б. Смирнова.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2