Старцы – об абортах

 

Старцы – об абортах

В 1920 году РСФСР стала первым государством мира, узаконившим убийство младенца во чреве матери, однако в 2016-м мы вспоминаем другую дату.

Уже к 1924 году в правительстве словно одумались, и был выпущен циркуляр, существенно ограничивавший доступ к «прерыванию беременности», а в 1936 году аборты запретили вовсе – за исключением тех, что разрешалось делать «по медицинским показаниям».

Аборты оставались под запретом до 1955 года, когда, уже в бытность главой государства Никиты Сергеевича Хрущева, им снова придали законный статус. В результате в 1960-годы в СССР было убито детей больше, чем погибло людей в Великой Отечественной войне или во время массовых репрессий в конце 1930-х.

В 1960 году в СССР было сделано более 4 млн. 300 тыс. абортов. Далее эта цифра продолжила расти, достигнув 5 млн. 463 тыс. в 1965-м, потом снизилась до тех же 4 млн. плюс-минус несколько сотен тысяч – и так и держалась, пока уже в 1990-х несколько не пошла на спад – возможно, благодаря тому, что на сцену вышли платные клиники, не подававшие статистических данных.

Многие любят поспорить: а является ли зачатый младенец человеком, и если да, то с какой недели, и прочая. Ответ на этот вопрос, как и на все вопросы нашей жизни, дает Святое Евангелие: когда Пресвятая Богородица пришла к святой праведной Елисавете, Младенцу в Ее утробе было всего несколько дней, а младенцу в утробе святой Елисаветы – полгода, и вот Иоанн Креститель узнает Господа Своего и радуется: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1: 41–45).

Из всего сказанного преподобным Паисием об абортах – а Господь послал ему видение о посмертной участи убитых до рождения младенцев, чтобы матери, читая об этом, устрашались и вразумлялись, – особенно грозно звучат слова о том, что если государство на уровне закона разрешает совершать преступление, то ответственность падает на весь народ. «Можно ли предпринять что-то, чтобы был отменен закон, легализующий аборты?» – спросили старца, и он ответил: «Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились – чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи – со своей стороны – должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина…

Если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ

Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать». Это было в 1989 году.

Сегодня настоятель Афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Зумис), говорит о том же самом: «Один известный греческий писатель – Филофей (Зервакос), игумен монастыря Лонговард, что на острове Парос, – говорил так: “Не надо делать аборты. Родите, крестите своего ребенка и зарежьте его – и вы будете иметь меньше греха в День Судный, так как абортированные дети уходят на тот свет некрещеными”.

Тема деторождения и абортов очень сложна, и она должна занимать в проповеди Церкви совершенно особое место. Говорят, в Сербии перед тем, как случилась катастрофа, что привела к разрухе целой страны и множества православных храмов, произошло изменение законодательства, после чего клиники были залиты кровью. И вот мы видим возмездие»[1].

Именно поэтому, когда однажды старца Илию (Ноздрина) спросили, должны ли быть аборты запрещены законодательно, он ответил: «Да, обязательно»[2].

А вот что писали другие подвижники о грехе детоубийства.

Архимандрит Ефрем Филофейский Архимандрит Ефрем Филофейский

Архимандрит Ефрем Филофейский

Последний удар. Об абортах

Дорогие мои чада!

Сегодня на земле льётся много крови и очень много крови невинной, эта кровь чище крови Авеля – это кровь убитых младенцев, это кровь невинных младенцев, беззащитных существ, которую проливают сами матери!

Все больницы и все роддомы превратились в бойню Иродову. Миллионы и миллионы младенцев во всём мире оказываются брошены в мусорный ящик или в канализацию – даже котят так не выбрасывают. В одном фильме показано, как убийца – врач-акушер – убивает скальпелем младенца в матке, а потом специальным приспособлением раздробляет головку ребёнка и вытягивает из чрева. Мать при этом ничего этого не видит, встаёт с кресла и спокойно уходит домой.

Несколько дней назад мне в руки попала публикация одного врача, я хотел бы вам её прочитать, чтобы вы увидели, что же такое аборт с научной стороны. Статья называется «Последний удар». Я прочитаю вам её дословно.

«По сообщениям прессы, готовится принятие законопроекта, разрешающего аборты. Этот законопроект будет самым преступным из всех когда-либо принятых Парламентом Греции. Для греков в момент, когда под угрозой находится само существование нашего народа как нации, это будет последний удар. К сожалению, преступление возводится в статус закона. Но прежде чем господа депутаты проголосуют за принятие этого законопроекта, нам хотелось бы внести два предложения.

Когда хирургическое орудие убийства касается эмбриона – он открывает рот в безмолвном крике!

1) Чтобы все они посмотрели фильм под названием «Безмолвный крик». Здесь с помощью ультразвука снят один из абортов. Зрелище страшное… Когда орудия убийства проникают в матку, эмбрион чувствует присутствие постороннего тела и начинает сопротивляться, делая резкие движения. Частота сердцебиения с нормальных 140 ударов в минуту возрастает до 200. В момент же, когда хирургическое орудие убийства касается эмбриона, происходит невообразимо ужасное! Зародыш открывает рот в безмолвном крике и умирает!!! Проводивший съёмку врач акушер-гинеколог (приводится его фамилия), сделавший с 1949 года до настоящего времени 10 000 абортов, был вне себя, увидев это жуткое зрелище, – ничего подобного он не мог себе представить – и решил не только впредь не делать абортов, но и бороться за их запрещение.

Если господа депутаты посмотрят этот фильм, то, думаем, они скорее предпочтут, чтобы им отрубили руку, чем проголосовать за этот закон.

2) Наше второе предложение – в следующем:

пусть господа депутаты позаботятся, чтобы этот фильм был показан по телевидению и греческий народ увидел и понял, что совершаемые в Греции ежегодно 300 000 абортов – это не простые хирургические операции, а 300 000 узаконенных преступлений. Если же принятие этого законопроекта не будет отменено, тогда кровь этих беззащитных созданий, как море, накроет и погубит Грецию. И тогда многочисленные враги нашей Родины напишут крупными буквами: “Греции больше нет”. Надпись эта у врагов будет вызывать преступную радость, а у настоящих православных греков – боль и стыд».

Как ужасен аборт, какое это великое преступление! С этим должно быть покончено. Невинные существа не должны погибать таким ужасным образом только из-за того, что кто-то считает, что не может себе позволить иметь другого ребёнка. Мы сами решаем за Бога? Определяем – можем или нет вырастить детей, данных нам Богом? Решаем за Бога, что Ему делать?..

Преступление это начинает принимать самые угрожающие масштабы. Женщины наконец должны осознать весь его ужас, бороться, останавливать тех, кто по дьявольскому действию собирается его совершить, ведь обычно на него склоняются либо по незнанию, либо под давлением внешних сил, либо из-за внутреннего смятения. Главный сообщник здесь дьявол, он предлагает беспочвенные оправдания – видимые слабости: недостаток средств, болезни, требование мужа – и, с другой стороны, как бы неведение – именно всем этим пользуется дьявол и с успехом склоняет матерей на сей трагический грех.

Не знаю, известно ли вам, что эти дети, зародыши, после аборта не уходят в небытие. Каждый эмбрион – это уже полноценный человек, с душой. Эти дети продолжают жить в Ином мире, и из них на Небесах составилось уже многомиллионное войско. И все они вопиют к Богу о том, что были безвинно убиты, что не приняли Святого Крещения и не стали православными христианами. На кого ложится вина за это? Можно не говорить, на кого – и так ясно. У Бога для этого кровопролития одно название – «преступление»! И чем эта кровь может быть омыта? А чем отмывается грязь? Водой, чистой водицей. Так вот и здесь нужно, чтобы вода непрестанно текла из двух неиссякаемых источников, а два неиссякаемых источника – это глаза. Внутреннее покаяние должно вовне проявиться как неиссякаемый источник слёз, и так до конца жизни.

Конечно, грех прощается, как только он будет открыт во святом и всесильном таинстве Исповеди, где прощается всё. Бог есть любовь, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4: 16). Но Он же есть Правосудие. Поэтому женщины, которые совершили этот грех, пусть не успокаивают себя тем, что уже покаялись в совершении абортов. Они должны всю свою жизнь проливать слёзы покаяния. Многие из них, хоть и покаялись, но чувствуют неудовлетворённость. Почему? Потому что ещё не покаялись внутренне, не пролили слёз достаточных, чтобы омыть кровь совершённого аборта или абортов. Покаяние не имеет границ. Доказательством любви и благоутробия Божия является жизнь – то, что человек живёт и после совершения преступления. Живёт, и это значит, что Бог его ещё ждёт, а если ждёт – значит, человек не должен терять шанса, но обязан им воспользоваться.

Одной исповеди матери, убившей своих детей, недостаточно – нужны и ее покаянные слёзы

И к епитимье, которую накладывает духовник за этот серьёзный, исключительный грех, нужно относиться очень внимательно. Епитимья помогает душевному исцелению, но, как мы сказали, должны также открыться и источники слёз, которыми омоется кровь аборта, чтобы затем человек почувствовал общение с Богом. То есть одной исповеди здесь недостаточно. Для того чтобы переменить сердце у Бога, чтобы в Нём не осталось боли и горечи, чтобы Оно возобновилось таким, каким было до того, как человек совершил грех, нужны всего два источника покаянных слёз. И тогда до того, как окончится наша жизнь, сердце Божие должно умилосердиться.

Приведу вам простой пример. Представим, что ребёнок своим непослушанием и неуважительным отношением расстроил мать. Если он раскается и скажет: «Прости, мама, я больше так не буду», – мать, конечно, ответит: «Хорошо, иди и больше так не делай». Прощение получено. Но если он со слезами бросится к ней в объятия, станет горько плакать, просить и умолять, чтобы она от всего сердца его простила, тут в сердце матери не останется и следа огорчения и обиды. То же происходит и с человеком, когда он кается и обращается к Богу после совершённого греха.

Некоторые спрашивают: «Почему люди, кающиеся постоянно, плачут, даже те, кто, так сказать, ближе к Богу, кто носит рясу и посвятил Ему всю свою жизнь, живёт в пустыне, кто исповедуется, не совершает грехов, получил прощение, ведёт иной образ жизни?» А вот: чем больше кается человек и чем больше проливает слёз, тем больше сердце Божие переменяется. Происходит глубинное примирение грешного человека с Богом. Особенно в случае, когда совершён преступный грех аборта, потоки слёз не должны прекращаться до самого последнего вздоха.

Расскажу один случай.

В Македонии в одном храме, где хранились мощи весьма почитаемого святого, был престольный праздник. В этом храме работала некая благочестивая женщина. Она помогала готовить церковь к празднику, убирала, а после обеда однажды прилегла отдохнуть – хотела полежать немного, а потом продолжить работу.

Легла и уснула, и проспала несколько суток. Позвали врача. Врач посмотрел и говорит:

– Не надо пытаться её будить, с ней что-то происходит, с медицинской точки зрения этого объяснить нельзя. Рано или поздно она проснётся сама.

Не знаю, сколько уж именно прошло времени, но в конце концов женщина проснулась, пришла в себя и спросила:

– А всенощная уже началась?

Она думала, что проспала несколько часов. Ей отвечают:

– Нет, не началась, но скоро начнётся.

Женщина поверила. Когда же она окончательно осознала ситуацию, то попросила старосту храма:

– Пожалуйста, позовите сюда всех женщин нашей деревни.

Собрались все, кто мог прийти, и она поведала:

– Послушайте, что я видела. С одним светлейшим мужем я спустилась вниз. Я спускалась всё глубже и глубже в сердце земли, видела там темницы, видела тьму, видела заключённых, много чего видела. Между людьми, которых мне показали, я видела женщин, сделавших аборт, – они поглощали свою кровь, оставшуюся после аборта! Я ужаснулась такому зрелищу, и Ангел мне сказал: «Сейчас ты вернёшься на землю. Собери всех женщин и расскажи им, что ты здесь видела, дабы удержать их от этого преступления. Если они достойным образом не покаются, то окажутся здесь в таком же положении».

Мы все должны помогать людям избегать этого преступления. Как только узнаём, что кто-то хочет сделать аборт, нужно с твёрдостью стараться этого не допустить и объяснить последствия. Обычно женщина, делающая аборт, не видит и не понимает того, что у неё внутри в этот момент происходит. При первой возникшей трудности – к тому же это сделалось модным – она идёт к врачу и делает аборт, словно речь идёт о щенке или котёнке. Остановим её, побеседуем, отговорим, поможем осознать, на какое страшное преступление она собирается пойти!

Как духовник, я советую тем, кто совершил этот грех один или несколько раз: постарайтесь через слёзы обрести душевное исцеление, или, говоря языком антропоморфизмов, изгладить из сердца Божия печаль и горечь. Человек, который кается, плачет, подвизается, понуждает себя – приклоняет к себе сердце Божие. Великие отцы Церкви говорят, что покаяние так велико, что совершенно может изгладить из сердца Божия память о прегрешениях, то есть сделать так, что грехов у человека словно бы и не было.

Что нужно сделать? Покаяться! Сколько раз человек говорит: «Прости!» – столько же раз Господь отвечает: «Прощаю»

Видите, каково величие покаяния? Что нужно сделать всем, и мне, прежде всего? Покаяться! Сколько раз человек говорит: «Прости!» – столько же раз Господь отвечает: «Прощаю». Но надо ещё засвидетельствовать прощение в таинстве святой Исповеди – и со дерзновением, которое подаёт нам это таинство, осознавая безграничную силу покаяния, приступим к Престолу Благодати Божией.

Не будем бояться, впадать в отчаяние, но прибегнем к таинствам. Отчаяние? – никогда! Тут-то и происходит главная наша борьба. Каким бы преступником ты себя ни чувствовал, никогда не предавайся отчаянию. Будь твёрд в своей надежде, не допусти, чтобы тебя столкнули в ров отчаяния и погубили, а то получится «из огня, да в полымя». Своим отчаянием ты оскорбляешь и унижаешь Бога. Утверди Бога в сердце, в силе и великолепии, которые Ему подобают, ведь Он в состоянии изгладить любой грех. Если Бог распялся и стёр грехи всего человечества, то что по сравнению с этим твои собственные грехи, грешный человек?!

Поэтому мы принимаем всех приходящих к этой спасительной бане, в эту пристань, которая называется Исповедью. Тут принимают любой корабль, истрёпанный океанскими штормами. Пусть он разбит ветрами и бурей, покалечен разбойниками – тихая гавань для него открыта. Мачты поломаны, паруса разорваны, остался один корпус, но вот корабль заходит в док, и после ремонта это уже новое судно.

Как-то пришёл один такой искалеченный человек – пришла на исповедь женщина (мне было её так жалко!) – и кается, несчастная, в том, что совершила… пятьдесят абортов! Представьте: пятьдесят убитых детей – и вот ты должен решить, что здесь делать! Если она ещё жива, то, значит, Бог ещё её терпит, ждёт покаяния, значит, и ты, как духовник, должен относиться к ней не иначе, как с любовью. Я принял её с любовью, как мог утешил и назначил лекарство, какое ей было нужно.

Подумайте, сколько лет она держала всё это в себе, терзалась грехом, но не смела его раскрыть! И вот она пришла в надежде спасения. Поистине велика любовь Божия! Велика же и радость Ангелов: Яко тако радость будет на Небеси о единем грешнице кающемся (Лк. 15: 7). Тут дело не только в том, что грешник кается, а Бог его спасает, но и на Небе в этот момент великая радость: всё Небо радуется и ликует, Ангелы воспевают и прославляют Бога за спасение этой бессмертной души!

Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси (Пс. 31: 1) – то есть счастлив тот человек, который удостоился прощения грехов. Какую благодарность воздаст человек Богу! Подумать только: пусть я жил тысячу лет, пусть совершил все преступления, на которые только способен самый страшный преступник, а потом милость Божия просветила меня: я обратился, во всём покаялся – и во мгновение ока оправдан, омыт, вознесён на Небеса! А как же та тысяча лет? Исчезла, эти года не считаются, их нет, они стёрты, изглажены из бесовских списков. Таково повеление Божие! Грех исповедан – и словно нажимается кнопка «Delete» на компьютере – грех прощён. Прощён! Прощён!!!

В результате ноль – твоё «личное дело» чисто. Можно ли после этого не поклониться в благодарении Богу, не пасть к Его ногам и не рыдать от любви?

Потому, дети мои, из тьмы греха, в которой мы пребываем, да перейдём в свет покаяния и надежды! Своей надеждой мы прославляем Бога любви и милости. Давайте же в покаянии, исповедании, любви и надежде на Бога идти вместе рука об руку к своему спасению!

Этот небольшой дар, который вы получили, пусть же во сто крат умножится в вашей душе, глубоко укоренится в ней, чтобы вам встать на добрый духовный путь, и пусть покаяние всегда будет с вами. Подвизайтесь, сколько есть сил, держать в чистоте душу и тело, потому что непорочность означает великое дерзновение к Богу.

Пусть благодать Святого Духа осеняет всех нас и хранит во Христе! Аминь.

(Из книги «Искусство спасения. Беседы». Т. 2)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

***

Дорогая С.!

А я Вам скажу единственный довод против всех Ваших, которые сейчас толкают Вас в ад.

Знайте, что за каждого по воле матери нерожденного младенца те, другие, которых она родит на «радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово – ад.

Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние Вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу.

Вот и подумайте. Покайтесь, что и мысль-то появилась такая в Вашем сознании.

***

Дорогая о Господе А.!

Ну как Вы – христианка – спрашиваете у меня об абортах? Это ведь убийство младенца и одновременно убийство матери.

Вот и осознайте дела свои с этим чувством, ведь и всякий причастный к этому греху – убийца. А блудники и прелюбодеи и убийцы – Царства Божия не наследуют. Ибо делают дела демонские – а он человекоубийца искони.

***

Раба Божия Н.!

Как Вам поступать, изберите сами, а я Вам только напишу, что Вы будете иметь, посягнув на жизнь младенца. Ведь именно эти помыслы побудили Вас задать мне свой вопрос.

Детоубийство – грех смертный, последствия его отразятся в первую очередь на Вашей душе, а потом и на тех детях, которых Вы уже родили. Они будут в жизни мучиться и Вам воздадут за загубленного братика таким горем, что и не пережить Вам будет.

Вот и выбирайте.

(Письма // http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma/pisma05.htm)

Преподобный старец Паисий Святогорец Преподобный старец Паисий Святогорец

Преподобный старец Паисий Святогорец

Страшный грех аборта

– Геронда, одна сорокалетняя госпожа, мать взрослых детей, забеременела и сейчас уже на третьем месяце. Ее муж настаивает на аборте и угрожает, что в противном случае разведётся с ней.

Если мать делает аборт, то расплачиваются за него её другие дети – болезнями и несчастными случаями

– Если она сделает аборт, то расплачиваться за него будут её другие дети – болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия. В прежние времена, если младенец рождался больным, то его крестили, и он умирал как ангелочек. И не было оснований беспокоиться насчёт его загробной участи. У родителей оставались другие – крепкие – дети, и при этом с родителями пребывало и благословение Божие. А сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни. Родители ездят по Англиям да по Америкам, чтобы вылечить своих больных детей. Таким образом, из поколения в поколение дети рождаются всё менее и менее здоровыми. Потому что если родителям удастся вылечить своих детей и они не умрут и вступят в брак, то рождённые ими дети тоже могут быть больными. Видишь, что из всего этого выходит? А вот если бы родители рождали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы так убиваться, скитаясь по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь ребёнка больного. Больной ребёнок уходил бы к Богу. И уходил бы к Нему как Ангел.

– Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов, от которых умирает 200 тысяч женщин[3].

– Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что вырубка лесов приведёт к нехватке кислорода, потому что на месте диких деревьев будут посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю [чтобы они не падали в цене]. А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом.

Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают! Аборт – это страшный грех. Аборт – это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещёных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия.

Однажды ночью, по произволению Божию, мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно, – я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность – одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, – это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.

– Геронда, а можно ли что-то предпринять, чтобы был отменён закон, легализующий аборты?

– Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились – чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи, со своей стороны, должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Посмотри: европейцы, имея воспитанность, передали её в наследство и своим детям. Мы же, имевшие раньше страх Божий, потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский брак…

Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать.

(Из книги «Слова». Т.4: «Семейная жизнь»)

Подготовила Анастасия Рахлина