ЗАГРАДИ ОКНА ДУШИ ТВОЕЙ

 

ЗАГРАДИ ОКНА ДУШИ ТВОЕЙ

О покаянии и воздержании

2/15 сентября Церковь чтит память святителя Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского (582–595). Строгий аскет-постник, исцелявший и чудотворивший еще при жизни, отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком, имел власть изгонять и нечистых духов. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город. По слову Софрония, святитель был «вместилищем добродетелей».

    

Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29: 8), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песн. 4: 7).

***

Спаситель говорит: Блаженны плачущие (Мф. 5: 4), не о умершем, не о потере какой-нибудь, но о грехе, как говорит Давид: исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохранил закона Твоего (Пс. 118: 136). Омывай слезами нечистоту грехов твоих, ударяй в чело твое, бей в грудь твою, сокрушайся о своих согрешениях.

***

Если уловлена будешь когда-нибудь глазами, как некогда Давид, худо отворивший окна; если глаза твои возмутят душу твою: закрой с воздыханием око свое, худо смотревшее; ибо навык греховный ведет падшего к худшему. Если имеешь чистую одежду, не везде ходи в ней, чтоб она как-нибудь не замаралась. Если вознерадишь о первом, втором и третьем пятне; то имея уже одежду твою нечистою, не будешь чуждаться ее, если она и вся будет в грязи.

***

Ангелы любят любящих Владыку их

Нужны молитвы, чтобы как-нибудь не преткнуть ноги своей о камень; чтобы Ангел Божий, ополчась окрест нас, избавлял нас, и таким образом ты могла сказать: Ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. 49: 16), ибо Ангелы любят любящих Владыку их.

***

И так будь древом плодоносным, чтобы прославить Бога, плодотвори по силе твоей. Если не можешь принести совершенного, сторичного плода; то по крайней мере принеси половинчатый – шестьдесят; если же и сие для тебя тяжко; то по крайней мере третичный – тридцать, только плодоноси, сколько можешь, да не будешь брошена в огнь, как бесплодная.

***

Плачь заблаговременно, чтобы не услышать там: «теперь ты раскаиваешься, когда уже не время раскаиваться».

***

Когда потеряем время, то уже не найдем другого

Будем делать доброе, доколе имеем время. Если что-нибудь потеряем, то, может быть, найдем что-нибудь другое, а когда потеряем время, то уже не найдем другого.

***

Загради окна души твоей, и не только взор, но и слух и уста: ибо они-то суть окна, чрез которые по произволению нашему проходит или доброе, или злое. Смотри, чтоб смерть не вошла к тебе чрез сии окна твои; да будут всегда в глазах твоих – заповеди целомудрия, в ушах – постановления заповедей Божиих, в устах – песнопение и чтение Ветхого и Нового Завета. Сии окна должно отверзать Богу и заключать для греха.

***

Упражняйся непрестанно в Божественном Писании. Ибо как вино, когда пьют его, прекращает печаль и производит в сердце веселие: так и духовное вино, когда пьешь его, производит в душе твоей радость.

***

Помни всегда о Боге и говори с Давидом: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15: 8). Напиши слова сии на руках своих, и да будут они непрестанно пред глазами твоими. Если таким образом будешь чтить Бога, Он будет одесную тебя; а если не будешь чтить Его, то диавол станет одесную тебя.

***

Господь обитает не в нечистом доме, но в выметенном и украшенном

Господь обитает не в нечистом доме, но в выметенном и украшенном. Чтобы уготовить душу свою в жилище Господу, помни страшный оный и ужасный день, в который все, представ престолу Христа, будем давать ответы в содеянном нами. И так помышляй, что всем нам должно отсюда перейти к непогрешающему Судии, где будут судимы не только деяния, но и слова и намерения; где и за то, что нам казалось малозначащим, понесем наказание ужасное. Помни о сем всегда и никогда не забывай о неугасающем пламени; имей всегда пред глазами Грядущего судить живых и мертвых: представляй тысячи и мириады Ангелов, которые тогда будут стоять около Судии.

***

Пойдем сквозь тесные врата, чтоб избежать широкого пути, зная, что все чувственное, подобно сновидению, непрестанно рождается и истлевает. Вообще, все настоящее слабее паутины, обманчивее сновидений. Почему и Спаситель ублажал скорбящих, чтобы наслаждение приятным не совершенно удерживало в своей власти тех, которые любят оное.

***

Посему как Авраам, услышав Изыди от земли твоея(Быт. 12: 1), вышел, выйдем и мы от обычных наклонностей наших, чтобы посредством упражнения в умерщвлении переселиться в горний город; будем умерщвлять тело и порабощать, чтобы душа не поработилась диаволу.

***

Будем внимать всегда и наблюдать, когда жених возвратится от брака, чтобы, услышав голос Его, выйти готовыми в сретение Ему: ибо говорит Господь: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего (Лк. 12: 36). Такового, трезвящегося, ублажает Сам Спаситель.

***

Писание для того нарекло нас странниками и пришельцами, чтоб мы презирали настоящее.

***

Похоть подобна псу; если гонишь ее, она бежит; если питаешь, она с тобою. Почему Апостол говорит: Сопротивляйтесь диаволу, и убежит от вас (Иак. 4: 7).

***

Не будем прельщать самих себя. Пусть мы проведем в плотских наслаждениях всю жизнь: но что сие значит в сравнении с бесконечными веками? Здесь, как добро, так и зло имеет конец; а там мучения бесконечны: здесь, когда сжигают тело, душа выходит; а там, поелику тело восстанет бессмертным, душа вечно будет палима.

***

Потрудимся малое время, чтоб не лишиться вечных благ

Потрудимся малое время, чтоб не лишиться вечных благ; ибо если бы и тьмы смертей нам надлежало понести для того, чтобы увидеть Христа, грядущего в славе своей, и зреть Царя не гадательно, но лицом к лицу: то кто не избрал бы и сего? Если бы кто-нибудь призывал тебя к земному царству, а путь к нему имел бы много стремнин, утесов и других препятствий, то не решился ли бы ты на все сие для приобретения царствования?

***

Если Он испытает нашу леность и невнимательность в молитвах, или нерадение о пощении, и что, стоя пред Ним, мы не имели к Нему должного благоговения и уважения, – даже такого, какое воздают воины своим начальникам, или какое имеет друг к своему другу; (ибо с какою внимательностью беседуем мы с другом! а молясь Богу о грехах, бываем невнимательны, и преклонив колена долу, блуждаем мыслями вне) если в сем только пожелаешь и начнешь требовать от нас ответа; куда мы тогда сокроемся?

***

Страсти побеждай любовью ко Христу; пост и молитва помогут тебе, а Божественное Писание научит.

***

Если хочешь уподобиться Христу, иди во след Его. Врата узки, и в них войдут одни праведные.

***

Тебе нужно много бодрствовать, чтобы сохранить дом свой от разбойника. Супостат твой диавол старается повергнуть тебя, дабы ты не могла взойти туда, откуда он сам ниспал. У него много козней.

***

Ежели Владыка Христос не пощадил естественных ветвей; то не пощадит и тебя, когда вознерадишь: если же будешь подвизаться всею душою с чистою верою; то восторжествуешь со всеми Святыми, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу вкупе со Святым Духом, ныне и всегда, и в веки веков. Аминь.

 

Святитель Иоанн Постник

 

Святитель Иоанн Постник. Послание к деве, преданной Богу

15 сентября 2017 г.