КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ?

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ?

Ответы пастырей

 

В обществе обсуждается проект пенсионной реформы, вызвавший много страстей. Как православный христианин должен реагировать на эту вероятную угрозу материальному благополучию пожилых граждан страны, его самого и его ближних?

    

Думаю, выход будет найден

Протоиерей Александр Авдюгин

‒ Мне трудно ответить на данный вопрос, так как пребываю в иных жизненных реалиях. Пенсии жителей ЛНР в несколько раз меньше пенсий жителей России, а попытки получить «свои кровные» в государстве, которое использовало труд своих граждан, а нынче объявило их сепаратистами и террористами, наталкиваются на такие проблемы, что не под силу многим пенсионерам.

И все же, читая сообщения о недовольстве, протестах и несогласии многих на постепенное повышение пенсионного возраста, невольно задаешь себе вопрос: а как там, за рубежами нашей Родины?

За рубежом, оказывается, пенсионный возраст повыше, но ведь там и продолжительность жизни поболее…

Так что неправомочно данное сравнение.

С точки зрения государства – повышать надобно, чтобы пенсионеров прокормить и подлечить, ведь стареет вся страна, по возрастной статистике. С точки зрения потенциальных пенсионеров, добавлять пенсионные года ‒ значит еще больше уменьшить период «заслуженного отдыха».

Можно ли найти выход из двух необходимостей, которые резонны, понятны и обосновываются? Или вновь поступить по апробированному варианту: наш народ терпит, потом опять терпит, затем, когда терпение пропадает, вздыхает, молится и начинает терпеть снова?

Я уверен в искренности Президента, когда он с поклоном возжигает в храме свечу, крестится и кланяется, как и уверен в его способности анализировать, понимать и сострадать.

Пророчествовать не умею, да и не желаю, но все же, если эта пресловутая реформа пройдет все стадии обсуждений, утверждений и принятий, последней инстанцией, которая пошлет ее в дальнее, невидимое пока нами будущее, станет Владимир Владимирович. Думаю, выход будет найден, и большинство населения его поддержит.

Не бойся, малое стадо!

    

Священник Лев Аршакян

‒ Я, наверно, не скажу ничего нового, особенно для людей, знающих и регулярно читающих Евангелие. Господь призывал нас не бояться, потому что Он прекрасно знает, в чем мы имеем нужду. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Отец Небесный богат и всемогущ, поэтому искать следует прежде всего Царствия Небесного, а все земное приложится.

Да, есть объективные трудности, которые посылаются как испытания, чтобы Господь увидел, чем мы по-настоящему живем и на что больше надеемся: на пенсию, на какие-то материальные блага, или все же вера преобладает? Нам, неиспытанным, Господь не сможет послать достойный нас плод. Если надо, Он ангелов пошлет, которые принесут все, что надо, верующим и неунывающим. Так было уже много раз.

Не плотское мудрствование, конечно, должно быть главенствующим, не страхи земные, а духовная мудрость, что Бог не оставит. И если послано испытание, надо пройти его достойно. Да, печально, да, возможно, кому-то станет тяжелее материально. Но, может быть, эта тяжесть будет стимулом к молитве и упованию на Бога. В целом православные христиане должны с пониманием относиться ко всему, что делается в государстве. Все, что не гонит Христа, принимается, и кесарево Кесарю (Мф. 22, 21). Только если отнимается Христос, мы как христиане обязаны не принимать ничего и никого и идти на мученичество.

С другой стороны, конечно же, если ты компетентный специалист и имеешь особые дары, можешь помочь государству в каких-то вопросах, то поучаствуй в обсуждении, помоги, поищи способ донести свою мысль до правителей. Если же нет, то главное тогда – не бойся.

И предлагать свое, и даже спорить следует без гнева и раздражения. Напомнить, может быть, предыдущую историю страны и аналогичные похожие случаи, если ты знаток истории. Более того, если ты этого не делаешь, хотя можешь, то должен помнить, что грех совершает тот, кто знает добро и не делает добра. Но при этом никогда не надо терять меры и даже не особо надеяться на справедливость. По справедливости, по большому счету, нам всем уже давно пора гореть в огне, но Бог по своей милости нас терпит и любит. Значит, и мы должны быть рассудительны, милостивы и любовны.

Мы должны помогать людям

    

Священник Димитрий Шишкин

‒ Если в отношении самого себя мы вольны воспринимать угрозу материального ущерба стоически, а вернее, по-христиански, помня слова Спасителя о том, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (ср. Лк.12, 15), то когда этот ущерб угрожает самым обездоленным, бесправным и малоимущим, то мы просто не имеем права убеждать их, условно говоря, «потерпеть ещё», потому что и терпеть-то зачастую дальше некуда. Напротив, мы должны и сами помогать, чем можем, таким людям, и прилагать усилия для того, чтобы государство проявляло о них всеобъемлющую и ответственную заботу.

Но проблема достойной жизни пенсионеров, своевременность их ухода на пенсию, уровень и образ их жизни – всё это вопросы, неотделимые от вопросов организации помощи вообще всем тем, кто нуждается в поддержке и помощи общества. И если уж говорить о мерах поддержки пожилых людей, то неизбежно надо говорить о всеобъемлющих и системных мерах по физическому и духовно-нравственному оздоровлению самого общества. Потому что без масштабной программы такого духовно-нравственного и физического оздоровления, решением одних только финансовых вопросов, мы не решим главный вопрос: сохранения, умножения народа, повышения уровня жизни людей, защиты слабых. И абсурдно жаловаться на недостаток рабочих сил, когда государство само санкционирует и поощряет уничтожение миллионов младенцев в материнской утробе. Когда вместо привычки к систематическому труду с детства прививается привычка к поиску «легких денег», и в основании мировоззрения полагается гедонистическая мечта о «сладкой жизни». Дело ведь не только в материальной угрозе, что, впрочем, тоже немаловажно, если учесть, что огромное число пожилых людей в нашей стране, что называется, не живёт, а выживает. Но дело в самой системе организации нашей общей жизни, в основании которой должны полагаться простые правила долга, чести, порядочности, самоотверженной любви и уважения к старшим. А всё, что противно этим простым правилам, должно искореняться и устраняться как соблазн, угрожающий самому существованию народа.

Проще говоря, чтобы было кому защищать слабых – должно существовать общество сильных. Но откуда оно возьмётся, если само государство мало заботится о сохранении подлинной – не только физической, но и духовной, нравственной культуры. Нужны системные меры по пресечению пропаганды корысти, эгоизма, разврата и пошлости, и, напротив, – многообразные и действенные программы по воспитанию подрастающего поколения в духе мужества, отваги, чести и достоинства. А основанием и животворящим источником этих доблестных качеств служит Православная вера с ее главным заветом – всецелым и самоотверженным подражанием Христу.

Нелегко подобрать нужные слова

    

Священник Валерий Духанин

‒ Вопрос о пенсионной реформе все-таки очень болезненный. Потому что реформа, по существу, забирает, а не дает, возлагает на людей новые трудности, а не освобождает от них. Поэтому нелегко подобрать нужные слова. Хочется только сказать, что терпеть придется всем нам вместе, и это нас объединяет.

Наверное, без этих трудов и без терпения и не может быть в жизни. Моя бабушка всю жизнь трудилась в деревне от зари и до заката. Во время Великой Отечественной следила за колхозным скотом, а еще и сельских детей в школе учила. Проработала всю советскую эпоху. А когда дедушка умер и жить в деревне стало трудно, она по совету некоторых родных продала свой уютный дом с цветущим двором, уехала в город, а деньги положила на сберкнижку. В начале 1990-х годов все накопления сгорели, сравнявшись по стоимости с двумя буханками хлеба. Денег никто не вернул.

Но ведь бабушка оказалась не одна, кого лишили средств. Таковых – миллионы. Мы все, весь народ, вышли из советской эпохи с утратами, и самая страшная потеря – раскол единой державы на разные государства, а кто-то теперь к нам относится как к врагам.

То есть жизнь не дает нам расслабиться. Нам не дано жить без утрат. И видимо, в этом тоже есть Промысл Божий, чтобы мы трудились, терпели и не подумали в какой-то момент, что вот он ‒ наконец-то созданный рай на земле.

Понимаю, что мои слова вряд ли могут кого-то утешить. Но если мы не политики и не можем изменить ситуацию, то нам остается лишь правильно принять ее. Если внутри нас будут клокотать негативные эмоции и мысли, то они лишат нас сил и душевного покоя. Каким мы сделаем сегодняшний день, если будем то и дело ругаться и переживать о дне завтрашнем? Вот Спаситель сказал: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Это значит, что надо жить сегодняшним днем, сейчас, в своем маленьком жизненном пространстве, делать добро друг другу, поддерживать немощных и радоваться этому, а что будет завтра – еще огромный вопрос.

Нам, верующим, надо понять, что для Бога нет невозможного. Если бы Ему было угодно, то Он давно снял бы с нас все трудности жизни, лишения и утраты, скорби и несправедливости. Но, может быть, это неполезно для нас?

Наших дедов и прадедов сажали за веру, расстреливали, лишали всего, а мы боимся, что нам нашу пенсию станут выплачивать позже. На эту пенсию мы все равно не проживем, не получится. Как ни прискорбно, но это закон жизни земной, подлинный отдых – только на Небе.

В общем, к реформе стоит отнестись как к испытанию, через которое нужно пройти, но которое не является чем-то самым страшным и трагичным в нашей жизни. Постараемся вверить свою жизнь и жизнь своих близких в руки Божии.