Афонский иеромонах Иосиф: Любой кризис начинается с кризиса в Церкви

В начале мая в Россию была принесена десница великомученика Георгия Победоносца. В столице, за неделю пребывания десницы в храме на Поклонной горе, святыне поклонились более 70 тысяч человек, а всего по России – свыше 700 тысяч человек. Одним из сопровождавших святыню был иеромонах Иосиф – заместитель игумена монастыря Ксенофонт святой горы Афон, откуда была принесена десница. В интервью «Правмиру» он рассказал о том, как пришел в монастырь, каким должен быть настоящий монах, о традициях монашеской жизни на горе Афон и в монастыре Ксенофонт.
Афонский иеромонах Иосиф: Любой кризис начинается с кризиса в Церкви
 

 В России отношение к Афону особенное. Мы воспринимаем Святую Гору как место, максимально близкое к идеалу монашества. Чем привлекает людей Святая Гора?

– Монашеская жизнь всегда привлекала православных христиан, так как она была примером жизни Христовой. Монахи полностью отдают свою душу Господу, исповедуются, каются в своих грехах и становятся ближе к Господу. Афон имеет тысячелетнюю историю и практику монашеской жизни, и корни русского монашества также исходят из Афона в лице святого Антония. Поэтому и русское монашество, и русский народ тянутся к Афону.

По преданию сама Богоматерь посетила Афон. Корабль, на котором Она с апостолами направлялась на остров Кипр, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники поверили Ее проповеди и крестились.

В первые века Афон находился под владычеством Рима, который преследовал христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе уже было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.

Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Афон, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери. С того времени доступ на Святую Гору лицам женского пола строжайше запрещен. Только два раза нарушался этот запрет: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции, когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

Мы до сих пор живем по византийскому отсчету времени: каждый новый день начинается у нас с заходом солнца. Поэтому длина «афонского дня», проводимого в трудах и молитвах, зависит от времени года.

 Традициям Святой Горы уже больше тысячи лет. В каждом монастыре они свои. А какая из особенностей монашеской жизни Ксенофонт Вам наиболее близка?

– Как вы знаете, каждый монастырь на Афоне имеет своё отличие, свой вид и образ существования. Ни один из двадцати монастырей не похож на другой. Каждый из монастырей имеет свою внутреннюю политику, каждый монастырь имеет полную зависимость от игумена.

Что касается монастыря Ксенофонт, то новая братия заселила монастырь в 1976 году с игуменом Алексием, который до этого был игуменом в монастыре Метео – монастырь в Греции. Этот человек с очень большой практикой духовной жизни. И очень много человеческих душ собираются вокруг него – как монахов, так и обычных людей, которые хотят узнать, что такое монашеская жизнь.

Монастырь Ксенофонт. Фото blagosloven.ru

Монастырь Ксенофонт. Фото blagosloven.ru

В нашем монастыре люди тянутся к игумену. Он обнимает их своими объятиями любви – это безграничная любовь. И после первой встречи людям хочется встречаться с ним всё чаще и чаще.

В монастыре Ксенофонт находится одна из известнейших иконописных мастерских. Возглавляет мастерскую монах Лука, который на сегодняшний день является одним из известнейших мастеров. Икона святой Богоматери Портаитис, которая находится в Кремле, – его работа.

Название «ксенофонт» в переводе с греческого означает «гостеприимный». А над монастырем висят русские колокола из Ярославля. Но в нашем монастыре пока нет русских монахов.

 Современному человеку трудно представить себе ежедневную, ежеминутную жизнь с Богом. А на Афоне это проще?

– Да, действительно, на Афоне то чувство, что Афон является домом Господним, владением Господним, более ощутимое. Души людей становятся ближе к Богу. Присутствие Богородицы у нас – явное и ощутимое. На протяжении уже более тысячи лет многие люди перерождаются на Святой Горе, начинают новую жизнь после исповеди и причащения на Афоне.

Перед тем, как мы приехали в Россию, у нас в монастыре побывало пятеро известных русских людей. Они исповедались и причастились, а мы потом спросили у их жён, изменились ли их мужья по возвращении с Афона. И те ответили, что да, действительно, их мужья изменились – стали лучше и добрее.

 Монах – человек, живущий наедине с Богом. А что такое любовь к Богу?

– Как говорил Серафим Саровский, смысл жизни человека в том, чтобы стяжать Святой Дух. Это как солнце, которое освещает человека и глаза его, – чем ближе человек находится к солнцу, чем больше раскрыты его глаза, тем больше он поглощает солнечную энергию. И чем ближе человек становится к Богу, чем больше раскрыты его объятия, тем больше и Господь его обнимает. То есть – насколько ты раскроешь свою душу Богу, настолько и Он войдет в тебя. Все зависит от желания человека.

У нас есть один старец. Его спрашивают: «Сколько лет ты живешь на Афоне?» Он говорит: «60». – «И ты не устал после стольких лет пребывания на Афоне?» – «Если вы попробуете тот мед, которым я питаюсь столько лет, вы бы тоже не захотели никогда отсюда уходить». Он имел в виду Божию благодать, которая снизошла на него и оставалась с ним.

Поэтому духовная жизнь и близость к Богу – это личные чувства. Вот как сказал один старец: «Чем больше мы открываемся Богу, тем Он ближе нам». Как в личной жизни, если мужчина любит женщину, то никакие обстоятельства не в силах разлучить их. Так и любовь человека к Господу Богу – если она действительно настоящая и естественная, ее невозможно разрушить ничем.

 Вы родились в верующей семье? Каким был ваш путь к вере?

– С детства я любил ходить в церковь, несмотря на то, что мои родители не имели никакого прямого отношения ни к церкви, ни к духовенству. Они были простые люди. К 20 годам, когда я начал узнавать монашескую жизнь в лице отца нашего геронтуса Алексия, у меня появился магнит души – любовь к Господу. Меня все больше и больше начало притягивать к монастырю.

Понимаете, в душе должен быть зародыш, та самая Божия благодать, сила Господа, которая приводит нас в это состояние любви. Есть некоторые люди, которые, как я вижу, живут в обществе, и чувствуют, что являются чужими в этой жизни. У нас есть глаза, которыми мы видим. А есть глаза души, которые видят за нас. И у меня раскрылись глаза души, через которые я увидел свое отношение к Богу. И я понял, что должен прибыть к Богу.

Как вы знаете, первые монастыри появились в III веке. До этого времени были гонения на христиан, и появлялись мученики за веру. После III века, когда гонения на христиан прекратились, проявилось сознательное мучение во имя Христа. Так появились первые монастыри и монахи, которые ради любви ко Христу начинают лишать себя всех благ и даров этой жизни. Они посвящают себя Господу Богу через обеты – любовь к Господу, послушание и девственность.

 А что повлияло на Ваше решение принять монашество?

– Монашество я принял в 20 лет. Чрезмерная и неограниченная любовь к Господу повлияла на этот выбор. Видя отношение людей к жизни, к сегодняшним жизненным идеалам, человек, вставая на путь к Господу, понимает, что лишается всего этого. Но он приобретает ту самую Божию благодать, которая остается вместе с ним на протяжении всей его жизни вместе с верой в вечную жизнь. Поэтому у монахов появляется ревностное отношение к Господу. И везде в монастырях написано: «Если умрешь, когда живешь, то будешь жить, когда умрешь».

Фото с сайта orthphoto.net

Фото с сайта orthphoto.net

– Кто был Вашим духовным отцом? И кто из афонских старцев особенно повлиял на Вашу духовную жизнь?

– Священник Константин был моим духовным наставником, он учил меня, был примером.

А первой книгой, которую я прочитал о монашестве, была книга о жизни отца Максима Кавсокаливского. Он был монахом, который жил на горе Афон. Ему явилась Сама Богоматерь, дала ему напутствие и даровала особый дар молитвы. Вторым жизнеописанием, которое я прочитал, была книга об отце Иосифе Спеледисе – это пещерник. И третий старец, ставший, скорее всего, самым важным примером для меня, который повлиял на меня и мою жизнь, это Серафим Саровский.

– Афон достаточно изолизован от современного мира. Но Вы, конечно, знаете о проблемах нашего времени. Что Вас особенно тревожит?

– Монах, может быть, и закрыт в монастыре, но его душа открыта и чувствует всё происходящее в мире. И, как говорит святой Исаак Сирин, монах – это тот, кто отделен от всего, но живет вместе со всем обществом.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, а также отец Софроний (Сахаров), говорили, что правильный монах – это тот, кто имеет возможности и силу взять на себя все грехи других людей и отмаливать их у Господа Бога.

Это и есть святая жизнь человека. И такую жизнь вел, например, святой Паисий Святогорец. Многие просили его о том, чтобы он выехал на материк с Афона и помолился за них. Но он не мог выехать по некоторым причинам. Тогда он поднялся на гору Афон без обуви, очень сильно устал, порезал ступни – на Афоне каменистая почва. Стал истекать кровью, и, подойдя к маленькой часовне Богоматери, которая находится наверху, обратился с просьбой к ней: «Святая Богородица, прими ту кровь, которую я пролил, во искупление грехов». И действительно, люди, которые нуждались в его молитвах, получили то, что хотели.

– А экономические проблемы Греции и Европы отражаются на жизни Афона?

– Да, конечно. Как вы знаете, мы относимся к греческому государству. Поэтому каждый монастырь сейчас испытывает кризис, так как испытывает кризис Греческая земля. На протяжении последних трех лет многие монастыри испытывают очень большие трудности. Но с помощью Богоматери мы всё это преодолеваем.

Одной из основ существования монастырей были земли, которые у них есть на материке, которые они сдавали в аренду под магазины, участки, квартиры. Теперь же в связи с кризисом не сдается ничего, всё стоит, аренды нет. И все так называемые доходы, которыми монастырь жил и мог содержать всех паломников, которых сотнями приходят на Афон, сегодня закончились.

Фото с сайта orthphoto.net

Фото с сайта orthphoto.net

– Сколько человек в среднем за год посещают Афон? Уменьшается ли это число с годами? Меняется ли качество людей, которые готовы в наши дни принять монашеский путь? Чем новые поколения монахов отличаются от прежних?

– До двухсот тысяч человек посещают ежегодно Афон. После 90-х, когда открылись границы, у очень многих наших соратников появилась возможность приходить на Афон. В том числе из таких стран как Россия, Украина, Болгария, Румыния, Югославия. Людей стало значительно больше. Статистика показывает, что за последние 5 лет количество увеличивается, прогрессирует.

Что касается качества, то, конечно, меняется. Все зависит от того, когда пришел человек. Каждая эпоха, каждое десятилетие нашего века имеет свои особенности, и люди, которые принимают монашество, соответствуют своей эпохе. Афон поглощает все особенности человека, пришедшего в мир, и делает из него человека своего общества. И это видно в стараниях и желаниях каждого монаха.

В недавнем прошлом у монахов было больше возможности для уединения и тишины. А сегодня, видимо, святая Богоматерь хочет по-другому. Как известно, всё на Афоне делается по Ее пожеланию. И такой наплыв людей, какой сейчас есть на Афоне, мы связываем с желанием Богоматери. Мы не имеем права закрывать двери.

– У нас открыта проблема с социальным служением монашествующих. Насколько монастырь должен быть открыт миру и заниматься активной работой с мирянами – служением милосердия, разного рода благотворительностью, детскими приютами, богодельнями?

– Церковь – это Тело Господа с руками, ногами. Монахи в Теле Господа – это кровь, которая течет по жилам. Поэтому мы живем как тело, а не как части, которые должны делать что-то определенное. Поэтому мы занимаемся и детскими домами, и помощью всем людям.

Занятие благотворительностью неотделимо, но не является главным смыслом. Некоторые говорят, что цель монаха – спасти свою душу. Если монах достиг такого уровня, что смог спасти свою душу, то этим самым он спасает души тысячи людей вокруг себя.

К слову, один монах, живущий в пещере, может помочь вам больше, чем обычный человек, который подойдет и поделится с вами деньгами, или как-то материально, ощутимо. Если монах будет молиться за вас, то результат будет более обширным.

Отец Паисий с двенадцати до часу ночи молился за всех тех, кто странствует и кто находится на дорогах, во избежание катастроф. И был такой случай. Это произошло в Афинах. Маленький мальчик выбежал на дорогу, когда там проезжала огромная фура. Ребенок исчез под колесами машины. Когда грузовик проехал, его отец увидел, что ребенок невредим. Мальчик начал спрашивать отца, где тот монах, который спас его, вытащив из-под колес машины. Отец подумал, что его ребенок сошел с ума от шока, потому что никакого монаха там не было.

Через некоторое время отец с сыном приехали на Афон. И проходя через келью отца Паисия, мальчик сказал своему отцу: «Вот этот дедушка, который спас меня тогда из-под колес». Отец не поверил: «Как это может быть, ведь этот дедушка все время жил здесь». И они подошли к старцу. Отец Паисий ответил, что в Афинах никогда не был. «Скорее всего, это Господь Бог так изволил, так как в это время я всегда молюсь за людей на дороге», – сказал он.

Поэтому мы видим, что смысл монашества не только в спасении своей души, но и душ человеческих в общем. Когда я в первый раз познакомился и увидел святого отца Катунакского, я понял, что Господь есть – об этом говорило его лицо. Он святой.

А российская земля является матерью, рождающей святых людей. За последние 100 лет, начиная с 1900 года, на российской земле стало святых великомучеников больше, чем за все 2000 лет, которые существует православие. Это разве не святое дело?

Однажды к одному аскету подошел человек, которому было 50 лет, он хотел развестись со своей женой. Увидев его, старец спросил, почему он это делает. Тот отвечает: «Я хочу расстаться со своей женой, потому что не могу терпеть ее». Так как старец всю жизнь прожил на Афоне, и был девственником, он не знал, что такое иметь жену. И спросил: «А как ты к ней обращаешься?» – «По имени», – был ответ. «Неправильно, – говорит старец, – ты должен говорить «любимая» или «любовь моя»». Человек отвечает, что ему 50 лет, какая любовь… А старец говорит: «Делай так, как я сказал, и увидишь, что будет».

Что ж, послушание превыше молитвы и поста. И мужчина два месяца делал так, как сказал старец. Потом он вернулся к старцу, упал ему в ноги и сказал, что старец спас его и его семью: «Моя жена изменилась, она стала лучше». Старец и отвечает: «Это не она изменилась, а ты изменился». Так в тело семьи пришел здравый образ жизни.

Фото с сайта orthphoto.net

Фото с сайта orthphoto.net

– Сегодня международная обстановка накалена, идет братоубийственная война на Украине, война между православными. Как людям — мирянам, которые в эпицентре, у кого погибли родные, погибли дети, сожжен дом, выстоять и не потерять веру?

– Очень часто на гору Афон приходят и русские, и украинцы. Они всё время обращаются с одним вопросом к нам, с одной молитвой – чтобы настал мир на земле. Приходят к нам и некоторые русские монахи с иконами. Они ходят пешком по всему Афону, и в каждом монастыре, у каждой святыни молятся Господу о мире. Эти люди, и молитва этих людей приведет к тому, что придет мир.

Только через молитву и приход к Господу может прийти мир. Всё в руках Господа. Самое главное, что изменения и мир могут прийти только через покаяние. К сожалению, исторически так сложилось, что главный кризис начинается с кризиса в Церкви. Поэтому мы считаем, что одной из самых главных проблем Украины является раскол Церкви. Митрополит украинский привел церковь к расколу.

Старец Алексий дал наказание всем монахам молиться каждый день о решении этой проблемы. Через веру мы можем спастись. Это воля Господа, Он не хочет, но Он позволяет, чтобы так было. У Господа Бога два желания. Первое: Он Сам хочет спасения людей и жизни человеческой. Второе: Он позволяет произойти войне для спасения и для лечения. Война – результат того, что у нас теряются и ломаются отношения с Богом и утрачивается Божия благодать.

Есть очень много примеров из истории. Один из первых – это падение Византийской империи в 1453 году. Это была одна из самых могущественных империй. Даже при сегодняшних возможностях электроники не достигнут тот уровень экономики, который был тогда. Но люди забыли Господа, они почувствовали себя богами и стали жить, как боги. В результате Господь наказал их 400-летним турецким игом.

То же самое мы видим и на примере Российской империи в 1917 году. Господь позволил быть революции, потому что люди опять забыли Бога. И сегодня вы видите, что вера возрождается. Господь не наказывает, Господь учит. В христианской вере Господь является Отцом. А отец не наказывает, отец учит.

Иеромонах Иосиф с десницей святого великомученика Георгия. Горловка (Украина), 2013 год. Фото Михаила Андреева

– Как бы Вы оценили итоги возрождения монашеской жизни в России? Какие проблемы Вы замечаете, что могли бы посоветовать для их решения?

– Что касается проблем, то у меня нет соответствующей картины происходящего, так как я не жил в вашем монастыре.

Единственное, что я заметил, что обычный народ не нуждается только в исповеди, он также нуждается и в советах. Это как в лечении – главное не то, чтобы пойти к хорошему врачу, а главное – получить соответствующий рецепт и правильное лечение. Напутствие не имеет смысла наказания, оно имеет смысл в лечении, нахождении соответствующих ответов, чтобы человек получил моральное излечение. Действия медиков в большинстве случаев болезненны и нам неприятны, но после них наступает облегчение и выздоровление. Нет таблетки, положив в рот которую, вы не почувствовали бы горечь и не старались как можно скорее запить ее водой. Но зато потом наступает излечение.

Ко мне подходят люди и говорят: я сделал то-то, мой духовник дал мне отпущение грехов, но он не сказал, что делать дальше. У людей есть желание получить мудрый совет, который помог бы им жить дальше с проблемой, с которой они обратились. Главная болезнь человека и что болит в человеке – его сознание.

– А как было принято решение о принесении в Россию десницы великомученика Георгия Победоносца?

– Мы оказались в России по инициативе благотворительного фонда. К нам обратились с официальным запросом, который изучался, рассматривался, был принят, одобрен, получено соответствующее разрешение, благословение и прочее, вследствие чего мы оказались здесь. Привоз святынь осуществляется по решению Священного Кинота Святой Горы Афон и по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла при содействии Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира. Ковчег с десницей мощей великомученика Георгия Победоносца по всем городам сопровождали монахи нашего монастыря.

Для нас было большой честью и радостью находиться на территории Российской Федерации среди дружественного нам, верующего, благочестивого народа, который чтит и любит святого Георгия Победоносца. Мы видим ту благодарность, и то почтение и трепет, которые испытывают горожане, идущие к деснице.

Поклонение деснице святого великомученика Георгия в Москве. Фото Марии Темновой

Мы поразились тому, насколько благочестивы миряне, которые приходят в храм, поразились той дисциплинированности, которую мы наблюдали во время поклонения мощам. Я абсолютно убежден, что каждый пришедший к мощам, и обративший свои взоры, и свои молитвы к святому, получит от него необходимую помощь и поддержку.

Любовь, которую испытывали паломники к святому Георгию, отражалась и на нас. Нас очень тепло и радушно принимали. Я никогда не видел такого гостеприимства!

– С какими просьбами монахи Афона и паломники чаще всего обращаются к великомученику Георгию?

– История нашего монастыря связана с Георгием Победоносцем с IX века. В том месте, куда явилась святая икона, забил источник. В нашем монастыре святой Георгий считается лекарем-дисуритом, что обозначает врача, лечащего заболевания мочеполового тракта. Поэтому очень много чудес у нас связано с излечением. Очень часто обращаются с мольбой об исцелении и деторождении.

Одним из главных моментов является присутствие святого Георгия в монастыре. Его видели, он приходит, он является. Последний раз его видел один русский монах в воинской одежде.

О случае исцеления один монах рассказывал из своей личной жизни. Послушания у монахов назначаются каждый год, и каждый год меняются. И вот этот монах по послушанию был поваром в монастыре. И в день празднования святого Георгия, когда идет всенощная, он вышел с кухни, посмотрел на монастырь, откуда доносились молитвы и чтение, и с горечью обратился к святому Георгию со словами, что только он один не удостоился чести присутствия на молитве.

И святой Георгий явился ему в военном одеянии, благословил и сказал: «Я с тобой, отец Барлон». И это осталось с ним на всю жизнь. Он всегда повторял, что святой Георгий вместе с нами не только во время молитвы, но и во время послушания.

Еще один случай произошел в Ярославле, во время принесения мощей. Пожилая женщина вышла со службы, обняла священника и сказала, что ее привели поклониться деснице, так как она плохо ходит и видит. После службы она уже идет своими ногами и видит хорошо.

Я считаю, что каждый человек, который искренне обратится с той или иной просьбой к святому Георгию, получит от него помощь.