Китай наращивает связи с Россией – на очереди сфера религии

Взаимоотношения между Китаем и Россией укрепляются, более того – китайское правительство собирается поднять их на совершенно новый уровень - сотрудничество в сфере религии.

Авторитетный источник в Министерстве по делам религий заявил The Global Times, что китайское правительство на официальном уровне признало китайского священника, рукоположенного в Русской Православной Церкви в этом году. Он станет первым китайским священником, рукоположенным в РПЦ в этом году.

Юй Ши, бывший банкир и глубоко верующий православный китайский христианин, в 2012 году уехал в Россию изучать православное богословие. Ожидается, что в этом году он станет первым китайским священником, получившим духовный сан в РПЦ, признанным китайским правительством. Он будет служить в Харбине, провинция Хэйлунцзян, в Покровском соборе. Сейчас он помогает проводить службы, но пока не имеет всех полномочий, чтобы исполнять обязанности священника.

Православное христианство не является одной из пяти официально признанных в Китае религий. Рукоположение Юй Ши эксперты расценивают как положительный сдвиг в отношениях Китая и России. Официальный статус позволит Юй Ши вести богослужения, служить мессы и отпевания, крестить и исповедовать.

«Юй Ши почти окончил богословские курсы. В Китае рукополагать в РПЦ нельзя, поэтому он будет рукоположен в РПЦ», – сказал The Global Times Хао Жуньнань, заведующий отделом по вопросам, связанных с православием министерства по делам религий. Чиновник также подтвердил, что в ближайшее время Китай направит несколько студентов в Россию для изучения богословия.

Как сообщил информационное агентство Asia News, в Православной Сретенской Духовной Академии Москвы и в Академии Санкт-Петербурга учатся сейчас 13 китайских студентов. В конце 2014 года стал священником Кунг Чен Мин, служащий сейчас в церкви св. апостолов Пера и Павла в Гонконге.

Чиновник также заявил, что те студенты, которые уезжают учиться в Россию самостоятельно, китайским правительством признаны не будут.

Это недавно возникший акцент на изучении православного христианства в Китае неслучаен. Председатель КНР Си Цзиньпин встречался с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом дважды за последние три года. Председатель отметил, что он надеется, что и РПЦ, и Патриарх будут играть все большую роль в укреплении отношений между Китаем и Россией.

Эти события вдохновляют небольшую христианскую общину в Китае. Официально Китай – атеистическая страна, и ранее, во время Культурной революции (1966-1976), все религии были там под запретом. Сейчас же страна становится более лояльной и открытой.

Но все же до сих пор распространение религий вызывает обеспокоенность китайского правительства. Случались даже конфликты, когда правительство пыталось контролировать деятельность нелегальных церковных общин.

Русское Православное христианство существует в Китае с 1685 года. С этого времени и до 1924 года Россия отправила в Китай 18 православных миссий. В 1955 году Православная Церковь в Китае отделилась от Русской Церкви. В прошлом месяце в возрасте 90 лет умер последний китайский православный священник, преп. Ван Цюаньшен.

Согласно статистике РПЦ, в Китае сегодня около 15 000 христиан. Китайские же ученые считают, что их, вероятно, всего несколько тысяч.

47-летний Петро Крачойсов из Синьцзян-Уйгурского автономного района – один их таких китайских христиан. Когда-то он переезжал с места на место, но сейчас он служит в качестве администратора русской православной церкви в городе Инин.

Высокий, кареглазый Петро свободно говорит по-русски и намного хуже – по-китайски. Хотя родился он в Синьцзяне и всю жизнь прожил в Китае. Его предки переехали сюда из России в начале 20 века.

В конце июня Академия общественных наук КНР провела конференцию, посвященную православному христианству. В ее работе приняли участие чиновники, ведущие ученые и обычные верующие.

В конференции участвовал и Петро со всей женой. Петро рассказал об истории церкви в Инине, о том, как во время Культурной революции церковь была разрушена, и сотни живущих в городе этнических русских вынуждены были молиться келейно.

В 2002 году церковь в Инине была восстановлена. В ней около 1000 русских прихожан, но только около 20 человек ходят в церковь еженедельно. Во время же больших праздников, на Пасху или на Рождество, сюда съезжаются сотни верующих. Хозяйствует в церкви 78-летняя женщина. Однако, по правилам Русской Православной Церкви, она может лишь читать прихожанам Библию и петь псалмы. Все остальное может делать только рукоположенный священник-мужчина.

«Нам нужно, чтобы у нас в церкви был кто-то, кто знает, как вести службы,  крестить, исповедовать, отпевать»,- говорит Петро.

Сам он последний 40 лет читает свою старую русскую Библию каждый день. И молится о том, чтобы стать священником и служить в церкви Инина.

Самая главная проблема, с которой сталкивается православное христианство в Китае – это крайний недостаток священнослужителей. Не епископа – а значит, некому рукополагать новых священников. Есть четыре церкви в Синьцзяне, Внутренней Монголии и в Хэйлунцзяне, которые официально признаны как православные церкви. И во всех – те же проблемы, что и в Инине.

Атмосфера на конференции была очень теплой и дружеской, каждый участник хотел бы укрепления положения православного христианства в Китае.

Тем не менее, задача это сложная. Католицизм и протестантизм уже давно изучаются в Китае систематически. Но исследовательского центра по изучению православного христианства в Китае нет.

«Нам нужно изучать православное христианство и его историческое влияние. Русская культура глубоко связана с религиозными традициями. Нам нужно понимать вашу музыку. Литературу. Философию, а также историю РПЦ. Нужно знать, какие отношения связывают Церковь и государство в России, знать российское законодательство в области религии», – сказал на конференции Чжо Синьпин, директор института мировых религий Академии общественных наук Китая.

По всей стране сейчас строятся новые церкви и реставрируются старые. В Ухане, провинция Хубэй, например, будет отреставрирована великолепная старая православная церковь. В Харбине несколько православных церквей уже восстановлены и работают сейчас как музеи. Кроме этого, во многих регионах основываются русско-китайские межкультурные центры.

За стенами российского посольства находится православная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1901 году. Во Время Культурной революции в ней разместили автобазу, но в 2009 году здание вернули Церкви.

В посольстве повсюду иконы, в музее хранятся документы православных миссий, реликвии уничтоженных церквей. Есть в посольстве и фотоэкспозиция, воссоздающая историю русской православной миссии в Китае.

И все же положение Русской Православной Церкви в Китае – вопрос сложный, требующий деликатного подхода и особого внимания как от русских, так и от китайцев.

На конференции многие ученые рассказали, что их труды по русскому православному христианству не принимаются редакциями китайских научных изданий – мол, слишком «деликатный вопрос».

«Проблема Православной Церкви лежит не только в плоскости религии. Если бы все дело было только в религии, все вопросы. Связанные с православными церквями в Китае, были бы уже давно решены. Положение осложняет то, что Патриарх Кирилл постоянно настаивает на росте православного присутствия в Китае, а также тот факт, что Россия и Китай – ближайшие соседи», – высказался один из ученых на конференции.

История показывает, что Русская Православная Церковь имеет  тесные отношения со светской властью в России. Отношения между РПЦ и российским государством всегда были близкими.

Президент Путин, как горячий приверженец Православной Церкви, полностью признает ее духовное влияние. У Русской Православной Церкви есть несколько собственных ТВ-каналов, она активно присутствует в медийном, издательском и образовательном пространстве.

«Церковь также активно влияет на работу русских дипломатов. Активно вмешиваясь в дипломатические дела, Церковь расширяет свое влияние и на церкви за пределами России. И неизбежно будет влиять на православные церкви в Китае. Нам нужно изучить РПЦ  как можно более объективно. Только так мы сможем лучше понять нужды Китайской Православной Церкви»,- пишет в своей книге «Китайское христианство: изучение реальной ситуации» профессор Академии общественных наук Китая Тан Сяофэн.

65b1f9b1-f5b5-4e56-8e95-4d01ff2b5223