Слово Патриарха Неделя 19-я по Пятидесятнице

 

Слово Патриарха

Неделя 19-я по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Крестный ход в Киев: народом был совершен подвиг

Только что посетил фотовыставку о недавнем крестном ходе на Украине. Всматриваясь в эти фотографии, я понимал, что за ними стоит.

Иногда нам не хватает мужества, чтобы сказать в глаза правду, чтобы отстаивать ее перед теми, кто враждебен Церкви. Нас что-то шокирует и даже пугает. И какой же подвиг был совершен народом, который, несмотря на провокации, трудности, запреты, опасности, под дождем и под палящим солнцем шел из Святогорской лавры, из Почаевской лавры в Киев, мать городов русских, в Киево-Печерскую лавру!

Я видел удивительно спокойные лица. Никакого озлобления и ожесточения, никаких политических лозунгов – крестный ход выражал саму суть Церкви, неразрывно связанную с осуществлением христианских заповедей, с жизнью по Евангелию. И если крестному ходу пытались мешать, значит, против него восстали «мироправители тьмы века сего» (Еф. 6: 12), ведь кто еще мог бы в добром уме и ясном сознании противиться миссии мира? Восставали именно на духовную, молитвенную акцию, а борьба с молитвой и верой всегда проистекает от «духов злобы поднебесных». Считаю, что крестный ход в Киев был великой милостию, знаком благоволения Божия к нашей Украинской Православной Церкви, к украинскому народу и свидетельством о том, какой должна быть миссия Церкви в нашем разделенном противоречиями мире.

Из выступления на встрече с участниками
VII Международного фестиваля «Вера и слово»,
Москва, 25 октября 2016 года


Ни одно церковное служение не может использоваться в личных целях

Люди, которые используют церковное служение для личного пиара, должны помнить: никакого успеха не будет

Социальная работа в Церкви, как и любая другая, есть служение, которое не должно использоваться для личного пиара. Очень страдаю, когда я наблюдаю такую модель поведения у священнослужителей любого ранга. Когда видишь, что на первом месте пиар, что все подстраивается под собственное «я», понимаешь, что такое доброделание не приведет ни к спасению души, ни к личному успеху. Именно это я бы хотел сказать всем, кто меня слышит. Люди, которые используют церковное служение для личного пиара, должны помнить: никакого успеха не будет. Церковная карьера зависит не только от нас, но и от Бога. Но какое бы положение человек ни занимал – сестра милосердия, студент богословия, диакон, священник, епископ, – если он служит ради Церкви, не стараясь зарабатывать на этом очки, то его скромный труд, несомненно, будет Богом благословлен и человек многое получит, в первую очередь – глубочайшее внутреннее удовлетворение.

Поэтому полагаю, что критерий может быть только один – ни одно из церковных служений, в том числе социальное, не может использоваться в личных целях. В противном случае оно будет во вред. Собственно говоря, и в светском обществе доброделание воспринимается точно так же, ведь сразу видно, кто как себя ведет, включая тех, кто мелькает на экране телевизора. Люди безошибочно чувствуют, чем занимается благотворитель, стремится ли он реально помочь другим или работает прежде всего на себя. Подобное явление не должно иметь места в Церкви. Я бы хотел, чтобы сегодня меня услышали все – и те, кто занимается делами милосердия, и те, кто трудится в иных областях церковной жизни. Если мы служим Богу, то двойной бухгалтерии быть не может и служение не должно быть направлено не во славу Божию, а во имя собственных интересов.


Выигрывает тот, в ком нет злобы

Все сегодняшние информационные войны отражают напряженную внешнеполитическую борьбу, столкновение интересов. А как можно любить врага? Его ведь принято ненавидеть, с ним нужно бороться. Да, невозможно любить врага всеми чувствами и разумом, той любовью, которая охватывает все твое существование. Как бы вы ни напрягались, вы не сможете полюбить врага так, как любите самого близкого человека.

Не надо заражаться злобой. Когда человек начинает сжимать зубы и кулаки – это от диавола, это не от Бога

Что же тогда призыв Евангелия? Просто красивые слова? Совсем нет! Глубоко убежден, что любовь к врагам означает отсутствие злобы. Вы можете быть согласны с человеком или не согласны, вы можете быть согласны с позицией другого государства или не согласны – никто не ограничивает вашей свободы комментировать, критиковать, предлагать свою точку зрения. Но не надо заражаться злобой. Когда человек начинает сжимать зубы и кулаки – это от диавола, это не от Бога. Подобное внутреннее состояние только мешает трезво оценивать обстановку, вступать в диалог, если есть необходимость. А отсутствие злобы позволяет в любой момент перейти к совершенно спокойному разговору. И это будет не вымученным, а вполне органичным шагом, потому что в сердце нету злобы. Дар ли это Божий или приобретается молитвой, но отсутствие злобы есть замечательное состояние души, когда человек чувствует свободу над внешними обстоятельствами. Ведь тот, кто злится, всегда проигрывает – даже в простых спорах. Проигрывает тот, кто теряет самообладание, кто выходит из себя, кто чуть ли не драться начинает. А выигрывает тот, у кого злобы нет.

Господь, говоря о любви к врагам, призывал нас не иметь в сердце злобы, а тем более ненависти. Будем жить так, и все у нас получится – и отстаивать свою точку зрения сможем, и убеждать других, и двигаться вперед, но без того, чтобы повреждать свое внутреннее состояние и в конце концов разрушать целостность своей личности.


У нас многонациональная Церковь

У нас очень многонациональная Церковь, многонациональный епископат, духовенство многонациональное. Когда мы принимаем решение об избрании епископа, мы никогда не задаемся вопросом, какой он национальности. Я говорю это для того, чтобы было ясно: Церковь открыта для всех. Это открытая община. Есть закрытые религиозные общины, куда можно попасть только по национальному признаку, а есть полностью открытые.

Вот христианская Церковь полностью открыта миру. Почему? Потому что Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их» (Мф. 28: 19). Он не сказал «этот этнос» или «этот географический район», Он позвал учеников Своих к вселенской проповеди.


Не нужно уходить от борьбы

Что касается разного рода нападок на Церковь… Молчать не надо. Более того, не ответить – это грех

Что касается разного рода нападок на Церковь и не только на Церковь. Конечно, следует поступать разумно, и мне кажется, что отвечать нужно. По крайней мере, я бы сам всегда отвечал, но смотрел бы на реакцию. Если в результате этой реакции ругань становится в десять раз сильнее, то, знаете, не мечите бисер перед свиньями. Значит, в данный момент с этим пользователем диалога быть не может. Но попытаться нужно, ведь останавливает Церковь руку преступника, когда к священникам приходят за духовным советом люди с очень дурными намерениями. В этих дискуссиях всегда следует сохранять и человеческое, и христианское достоинство, но молчать не надо. Более того, не ответить – это грех. Почему не ответил? Испугался? Поленился? Или ума не хватает? Тогда посоветуйся с кем-то. Быть может, тебе помогут сформулировать ответ, найти аргументы, которые западут собеседнику в голову. Пройдет время, он подумает: «Что-то я погорячился, а этот пользователь вроде ничего плохого не сказал». Поэтому не нужно уходить от борьбы – иначе это малодушие или окамененное нечувствие, как мы говорим в молитве. Мы должны отвечать и отстаивать нашу позицию – с учетом того, что я сейчас сказал. Полагаю, это будет участием в духовной брани, к который мы все, как воины Христовы, и призваны. Только собственного достоинства, как я уже сказал, терять не надо, как и омрачать свое внутреннее состояние.

Что происходит, когда мы на зло отвечаем злом? Значит, тот, кто меня обижает, меня победил, разрушив мой внутренний мир. Он оказался сильнее. А если он мой внутренний мир не разрушил, если нет злобы в моем сердце, значит, его атака была бесплодной. Ведь брань действительно не против плоти и крови – сражение идет на духовном уровне, и каждый, кто своей злобой разрушает наш внутренний мир и сеет злобу в нашем сердце, нас побеждает.

Своей заповедью о любви к врагам Господь дает нам силу быть свободными от этих обстоятельств, возвышаться над любыми конфликтами. Но это не значит, что можно терять ориентацию. Необходимо сохранять критическое мышление, способность к анализу, но быть свободным от страстей. Вот что такое христианство – это великая сила, которая помогает человеку быть счастливым, ведь счастье – это состояние нашего сердца.


Мы не можем идти на поводу тех, кто ненавидит изображение креста Господня

Оппозиционные настроения, связанные со строительством храмов, возникают в основном в связи с защитой парков и скверов. Впрочем, так бывает не всегда. Мы столкнулись с мощным протестом, организованным одной богатой женщиной, которая заявила: «Вы хотите строить храм, но я не дам, потому что я уже два года паркую здесь свой “Porsche Cayenne”». Казалось бы, глупость какая-то, но что вы думаете – женщина работала достаточно активно, и начали проявляться протестные настроения. Все это, конечно, было преодолено, но мы столкнулись с серьезным сопротивлением.

Храмы – это лицо страны, лицо народа, которое отражает духовную, культурную традицию

Хотел бы сказать, что в течение всей нашей истории храмы строились в самых красивых местах. Если бы наши благочестивые предки поступали иначе, то страна была бы безликой. Когда едешь по деревням или летишь на вертолете, видишь замечательные пейзажи, наши подмосковные храмы. Это лицо страны, лицо народа, которое отражает духовную, культурную традицию. Точно так же городская застройка. Возьмите эти безликие новые районы – как там жить? Там нет никаких художественных доминант. Но если вы видите храм, это сразу всё меняет. Храм влияет на окружающую среду.

Поэтому нормальный человек, не заряженный идеологически и политически, конечно, не будет принимать в этом участия, если его с толку не собьют. Все начинается, конечно, в группах тех людей, которые преследуют конкретные собственные цели, не имеющие ничего общего с защитой парка или какого-нибудь другого места. А затем используется тема: где же будем гулять? Им объясняют: парк большой, гуляйте по всему парку! Нет, мы хотим именно в этом месте гулять. Или другой аргумент: нет, мы будем против храма, потому что вы будете покойников привозить отпевать, тут наши дети гуляют, мы не хотим, чтобы дети видели покойников. Мы говорим: не так уж часто мы покойников привозим, а с другой стороны, очень неплохо ребенка вводить в соприкосновение и с этой реальностью. Или еще: колокола в пять часов утра будут звонить. Да не будут звонить колокола, не звоним мы в пять утра, да и в десять если звоним, то только в воскресенье; а если какие-то учреждения рядом просят поменьше звонить, так мы и поменьше звоним. В общем, надуманные аргументы.

Что же за всем этим стоит? Кто-то просто пользуется как поводом в политической борьбе. Мы знаем, по крайней мере, две политические партии, которые активно включались в протестные настроения. Не думаю, кстати, что это им помогло на выборах. Хочу, чтобы меня сейчас все услышали: надежды были, но не оправдались.

Да, есть противники Православной Церкви – в основном это представители сектантских и языческих сообществ. Расскажу вам кратко историю строительства кафедрального собора в Калининграде. Вы знаете, что величественный собор возведен на главной площади, где бывали парады и демонстрации, где когда-то стоял Вильгельм, потом Ленин. Как раз на том месте, где сейчас собор, была огромная цветочная клумба, розарий. Так вот, в 1990-е годы в душах калининградцев царило смятение. Кто-то говорил, что Калининград давно продан немцам, что незачем связывать с ним будущее, так что начался даже отток населения. Ко мне, как к митрополиту Калининградскому, стали обращаться с просьбой: вы что-то сделайте, как-то повлияйте, а то страшно стало жить в этом городе. Вот тогда я выступил по телевидению и сказал: нам нужно построить кафедральный собор, потому что все культовые здания в Калининграде, которые использовала Русская Православная Церковь, – это бывшие лютеранские кирхи. Мы их восстановили из руин, переоборудовали, но это не наша русская архитектура. Для того чтобы кафедральный собор стал символом города, символом русского города, нужно построить его в центре – на месте этой самой клумбы, рядом с главной площадью. Реакция была, кстати, очень неплохая, хотя власти перепугались и стали возражать: нет, лучше подальше, где парк. Я отвечаю: нет, именно здесь надо строить, если вы хотите снять напряжение и изменить культурный облик города.

Так как власти были не очень настроены идти навстречу, я предложил провести городской референдум. Референдум проводить дорого, поэтому ограничились социологическим опросом. В результате 74% высказались за строительство храма в центре, и власти согласились. Не власти – мы сами строили, это целая история, не буду сейчас об этом говорить. Но главное, что власти дали согласие. А для закладки камня я решил привезти на это место и установить большой крест. И вот мы выступили крестным ходом от действующего кафедрального собора (на самом деле – небольшой кирхи) до места закладки, неся через центр города шестиметровый крест. Идем по главной улице, и вдруг наперерез нам человек сорок, с искаженными злобой лицами. Они плевали, кричали, топали – бесовщина! Мне говорят: смотрите, это коммунисты всё устраивают. Я отвечаю: это не коммунисты, так коммунисты себя не ведут, это совсем другая публика. Оказалось, это были сектанты, которые не переносят изображения креста. Мы поставили крест – через три дня его спалили. Тогда мы установили 12-метровый крест из металла, который стоял до тех пор, пока не возвели временный храм.

Сегодня наши оппоненты борются уже не с храмом, а с крестом. Так, может быть, и изначально это была не защита парка?

Теперь хотел бы перейти к случаю Торфянки. Как вы знаете, там разворачивались очень грозные события, и мы договорились с властями, что готовы поменять место, раз людям хочется в парке гулять, – хотя кусочек небольшой и, кстати, не такой уж привлекательный. Выбрали другое место. А защитники того места, где храм первоначально планировали построить, говорят: давайте крест оставим, в память о всем том, что мы делали. Так вот, сегодня с таким же ожесточением наши оппоненты борются уже не с храмом, а с крестом. Так, может быть, изначально это была не защита территории, не защита парка, а борьба именно с этим символом христианства? Вот они и сбросили маски.

В таком случае соответствующие действия с нашей стороны должны быть принципиальными. Мы не можем идти на поводу тех, кто ненавидит изображение креста Господня, тем более что крест присутствует даже в нашей государственной символике, и было бы неправильно отдавать на поругание крест Христов.


История должна перестать разделять наш народ

Мы должны научиться цивилизованно жить. Сейчас многие критически относятся к советскому прошлому, тем более к революции. Но ведь стоят же памятники, многие без всяких симпатий на них взирают, но ведь никому в голову не приходит их спиливать, как где-то неподалеку от России.

Думаю, отношение к такого рода явлениям должно свидетельствовать об определенной зрелости людей, об их, в хорошем смысле слова, толерантности.

Очень не люблю это слово, но оно вполне уместно, когда мы терпимо относимся к иной точке зрения, пусть ошибочной, пусть странной для нас. Не надо перенапрягать межличностные, общественные отношения, поднимать градус полемики, которая вообще не заслуживает того, чтобы слишком сильно влиять на умы людей. Полагаю, нам надо научиться жить с большим уважением к различным точкам зрения, ведь история вся соткана из различных точек зрения. И за границей стоят памятники кровавым королям, но никому в голову не придет сказать: давайте спилим, потому что они столько людей загубили. А вот в учебниках истории нужно говорить правду, нужно говорить и о хорошем, и о плохом, нужно вырабатывать объективный взгляд на историю, а самое главное, история должна перестать разделять наш народ. Не разделяют же наш народ экспонаты в музее – почему же история нас сейчас так разделяет?

Мы должны пройти через этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов. Давайте перекрестимся и скажем: то, что с нами было, – было. Господи, благодарим Тебя и за радость, и за горе, и за улыбки, и за слезы, которые были. Но мы устремляемся вперед как народ, объединенный общими целями и, дай Бог, единой верой.

Из ответов на вопросы участников
VII Международного фестиваля «Вера и слово»,
Москва, 25 октября 2016 года


Дай Бог, чтобы высшая государственная власть России
всегда сознавала силу Божиего присутствия в истории

Святой образ Иверский почитался и у нас на Руси, как и другие чудотворные образы Пресвятой Богородицы. В связи с почитанием Богородицы и возник этот Новодевичий монастырь…

Его история тесно связана с героическими страницами в истории нашего Отечества. Великий князь Василий III в начале XVI века совершил деяние огромного исторического значения. После долгого нахождения русского города Смоленска под иноземным владычеством он вернул его, и княжество Смоленское стало частью Святой Руси. Василий III, направляясь к стенам Смоленска, сознавал, что бой за город будет кровопролитным и неизвестно, чем он закончится, потому что гарнизон иноземных войск был очень силен. И тогда, подступив к стенам города, князь Василий III Великий дал обет, что, если он возьмет Смоленск, он построит в честь образа Пресвятой Богородицы обитель в Москве. Князь Василий с русской ратью берет Смоленск и возвращает его в державу Российскую. Вернувшись в Москву, он выполняет свое слово и на Девичьем поле строит Новодевичий монастырь, чтобы здесь возносилось имя Пресвятой Богородицы, возжелавшей, чтобы древний град Смоленск, отмеченный пребыванием Ее чудотворного образа, вернулся в Землю Русскую.

Следующее, XVII столетие было омрачено тем, что мы называем Смутным временем, распадом страны, потерей национального самосознания, потерей авторитета центральной власти. Страна разрывалась на куски, не было никакой надежды на спасение. Но знаем, что по милости Божией Смутное время завершилось победой русского духа, победой ополчения, победой нашего народа. И Смута прекратилась, а вот последствия Смуты продолжались. И, наверное, самым тяжелым последствием было пребывание града Смоленска под властью польско-литовской рати. И тогда благочестивый царь Алексей Михайлович решил вернуть Смоленск, как сделал это и князь Василий III. И пошел на Смоленск, и овладел этим городом. И в благодарность Пресвятой Богородице он в этот Новодевичий монастырь принес Иверскую икону, которая несколько ранее была по его просьбе написана на Афоне и принесена в город Москву. И вот этот образ, дар царя Алексея Михайловича, освободителя Смоленска, великого государя, так много сделавшего для укрепления державы Российской, хранился в Новодевичьем монастыре до 1913 года. А когда страна праздновала 300-летие Дома Романовых, этот образ для поклонения был отправлен в Чудов монастырь в Московском Кремле. Оттуда он не вернулся, потому что произошла революция и образ оказался в руках безбожной власти.

Чудом образ сохранился как значительное произведение искусства и хранился в музее до самого недавнего времени, когда стараниями уже нашего Президента Владимира Владимировича Путина он был возвращен в Новодевичью обитель.

Чему учит нас эта история? Василий III, Алексей Михайлович, современный Президент Путин – носители высшей государственной власти державы Российской. Всякий раз, когда великие деяния свершались в граде Москве, то каким-то образом они отображались в действиях высших руководителей государства в отношении этой обители вплоть до XXI века. И в этом мы видим замечательную преемственность. Дай Бог, чтобы эта преемственность никогда не пресеклась. Дай Бог, чтобы высшая государственная власть России всегда сознавала силу Божиего присутствия в истории. Если так будет, то Россия будет непобедима и непобедимым будет наш народ.

Из слова после Литургии
в храме Смоленской иконы Божией Матери
Новодевичьего монастыря в Москве
26 октября,
в праздник Иверской иконы Божией Матери