Лента последних материалов

Записки паломника на Святую Землю (Продолжение следует)

Каждый православный христианин мечтает хоть раз в жизни побывать на Святой Земле, прикоснуться в живую к Евангельским событиям.

P6

         Вместе с благочинным церквей Темниковского района, митрофорным протоиереем Иоанном Семиным, группа прихожан Успенского храма побывала в паломнической поездке на Святой Земле. Поездка занимала всего 8 дней, однако, сколько радости она принесла богомольцам.

         Паломническую поездку организовала московская православная паломническая служба «Радонеж». Группа состояла из 18 человек, один из которых – священник.

         В аэропорту Бен Гурион, в столице Израиля городе Телль-Авив, нас встретила гид Ирина. Предстояла поездка в город Вифлеем в HolyLandHotel. Группу разместили в двухместных удобных номерах  с прекрасным видом  на старинный город.

         Рано утром мы отправились на Божественную Литургию в храм Рождества Христова.

Фабрика ФорматовDSCN4025

Храм  Рождества Христова в Вифлееме это одна из древнейших христианских церквей на Святой Земле. Одна из двух важнейших христианских святынь, наряду с храмом Гроба Господня в Иерусалиме, это храм Рождества Христова в Вифлееме.

Фабрика ФорматовDSCN4032
Базилика Рождества Христова построена над гротом Рождества Господня (Пещерой Рождества) – местом, где у Девы Марии родился Сын Иисус. В то время вышло приказание цезаря Августа о переписи населения, причем каждый должен был зарегистрироваться в городе своего рождения. Именно поэтому Святое семейство направлялось из Назарета в Вифлеем, т.к. Иосиф был из «дома и рода Давидова». Когда же прибыли они в Вифлеем и не нашли места в гостинице, то остановились в пещере рядом с селением. Там Мария родила Сына и, спеленав, положила в ясли.

Фабрика ФорматовDSCN4039

 

Здесь и нашли Младенца пастухи, посланные ангелом. Позднее прибыли и волхвы, принесшие Младенцу дары: ладан, золото и смирну.
В 326 году над Пещерой Рождества, на месте римского храма богу Адонису, был возведен первый христианский храм, богато украшенный мозаиками. Инициатором строительства была Святая Елена, мать первого императора-христианина Константина. Впоследствии храм был частично разрушен во время восстания самаритян, и восстановили его уже в 530 гг. С момента освящения и до наших дней церковь действует почти беспрерывно.

Интересная легенда связана с Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Начиная с 614 года, во времена нашествия персов на Святую Землю, многие христианские святыни были стерты с лица земли. Храм Рождества уцелел благодаря чуду. На фасаде Базилики Рождества была великолепная мозаика, не сохранившаяся до наших дней, изображающая волхвов, пришедших приветствовать новорожденного Сына Божьего. Волхвы изображались в богатых восточных одеждах (т.к. те были людьми обеспеченными, не из низов), похожих на одеяния высшего сословия Персии. Увиденные на мозаике знакомые черты культуры их предков, остановили персов от разрушения храма. В настоящее время храм снаружи облицован тесаным камнем и выглядит скорее как крепость, с расположенной перед ней каменной площадью. С юго-западной стороны к Базилике Рождества примыкает армянский монастырь Святой Троицы, а с юго-восточной – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. Через небольшую боковую дверь из храма можно попасть во внутренний дворик францисканского монастыря и церкви Святой Екатерины, главного католического прихода в Вифлееме.

Со входом в храм тоже связана история. Во времена крестоносцев древний вход в храм, представлявший собой высокие ворота, был частично заложен, чтобы сарацины не заезжали в него верхом на лошадях. Впоследствии и этот вход был уменьшен еще раз во времена турецкого нашествия. Сейчас не возможно войти в Храм Рождества Христова в Вифлееме не склонив головы. Поэтому вход в церковь называют «Вратами Смирения».

Из некогда украшавших базилику мозаик сохранилась лишь небольшая часть на полах и стенах. Мозаика на полу относится к временам императора Константина, и ее фрагменты можно увидеть в специальных углублениях.
Особая роспись колон относится к периоду правления крестоносцев, и была выполнена в особой технике, при которой краску смешивали с расплавленным воском. Сейчас на расписных колонах сохранились лишь смутные силуэты святых.
В помещении Храма Рождества Христова в Вифлееме всегда очень многолюдно. Помимо прихожан церкви, огромное количество паломников и туристов создают широкую очередь, располагающуюся вдоль стен и колоннад. Многим приходится простоять несколько часов, чтобы попасть в «святая святых» Базилики Рождества Христова – Пещеру Рождества. Все это мы узнали от гида Ирины.

Фабрика ФорматовDSCN4056

Паломники с благоговением прикладывались к Звезде – месту рождения Спасителя Мира, расположенной под Престолом. Божественную Литургию служили арабский, греческий и русский священники. Хор пел на греческом и арабском. Пение больше напоминало наше знаменное пение. По окончании Литургии все с особым трепетом причастились Святых Христовых Тайн. По существующей греческой традиции после Литургии не принято давать на лобзание крест, а раздаются кусочки просфоры.

Затем богомольцы направились на «Поле Пастушков».

Фабрика ФорматовDSCN4227

 

Подземный храм во имя св. Георгия Победоносца и храм в честь Собора Богородицы расположены недалеко от палестинского городка Бейт-Сахур в небольшой долине с оливковыми деревьями, некоторым из которых более 2000 лет. Местные арабы-христиане называют это место Дайр ар-Руат — «монастырь пастухов».

Это место известно также как Поле Пастушков, где Ангел возвестил Рождение Христа бодрствовавшим в поле пастухам: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Лк. 2, 8-20

В пещере, где произошло откровение Ангелов, погребены три пастуха, очевидцы события, которые пожелали быть похоронеными на том месте, где они были удостоены видеть Славу Господню.

Первый храм на этом месте был построен еще  в IV веке. Он неоднократно перестраивался и разрушался впоследствии, но сохранилась сама пещера, ставшая криптой храма, с престолом над местом погребения пастырей. Над криптой сохранилась древняя мозаика византийского храма VI-VII вв. Тут же покоятся кости христианских мучеников, убиенных персами в 614 г.

В 1972 г. по инициативе архимандрита Серафима, настоятеля лавры Саввы Освященного, была произведена широкомасштабная реконструкция, археологические раскопки и воздвигнут православный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы рядом с пещерой Пастырей.

Храм трёхпрестольный:

  • главный престол освящён в честь Собора Пресвятой Богородицы (празднуется 26 декабря),
  • левый алтарь — в честь Собора Архангелов Михаила и Гавриила и всех небесных Сил бесплотных (празднуются 8 ноября),
  • правый — в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона (празднуется 27 июля).

Недалеко растут 2000-летние оливы, наподобие Гефсиманским.

В настоящее время весь комплекс поля Пастушков является подворьем греческой православной лавры св. Саввы Освященного.

Продолжение следует.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2