Лента последних материалов

Стояние Марии Египетской

На пятой седмице Великого Поста, в православной церкви, совершается особое Богослужение, названное «стоянием Марии Египетской».

2015-03-20 18-07-08 Ширина 1024 Высота 768

В среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Её житие описано святым Софронием Иерусалимским, а представил это житие вместе с каноном преподобной Мариисвятой Андрей Критский, который был послан Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор в 692 году н.э.

Родилась Мария в Египте в середине V века н. э. Согласно преданию, в 12 лет девочка покинула родительский дом и отправилась в Александрию, где стала вести разгульную жизнь. 

Однажды Мария отправилась на корабле, перевозящем паломников в Иерусалим, на праздник Воздвижения креста Господня. Сойдя на берег, она пошла вслед за остальными, но, войдя в притвор, не смогла переступить порог храма — её удерживала какая-то сила. Осознав своё недостоинство и раскаявшись, она начала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма. После этого она смогла войти в храм вместе с народом и поклониться Животворящему Кресту. А покинув церковь, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

2015-03-25 14-48-38 Ширина 1024 Высота 768

Мария отправилась в путь, и, приняв причастие в храме Иоанна Предтечи близ Иордана, перешла Иордан и поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

«Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню».

После многолетних искушений страсти оставили её, одежда истлела от ветхости, но, как повествует житие, «с того времени сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Единственным человеком, который видел Марию после её ухода в пустыню, сталиеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил пустынницу, иссохшую и нагую, и отдал ей половину своего одеяния, чтобы она могла прикрыть наготу. Он видел, как во время молитвы она поднялась над землей. Зосима, исполненный благоговения, просил Марию рассказать ему о своей жизни. Она исповедала ему всю свою жизнь и попросила вернуться через год и причастить её, однако велела не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу. 

Так старец и поступил — в Великий четверг он, взяв Святые дары, отправился на берег Иордана. Ожидая Марию, он увидел как та, подойдя в реке, перекрестила её и пошла по воде. В изумлении Зосима хотел броситься к ногам Марии, но она не позволила ему кланяться со Святыми Дарами в руках. Причастившись, Мария попросила его прийти к ней через год, но когда Зосима явился в в назначенное время, он обнаружил, что Мария умерла. Рядом с её телом на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Случилось это 1 апреля 524 года н. э. Тело Зосима похоронил, а вернувшись в монастырь, поведал другим монахам о подвижнице, долгое время жившей в пустыне. Предание о преподобной Марии передавалось из уст в уста, пока не было записано святым Софронием в VII веке н. э.

Другие дни памяти Марии Египетской — воскресенье пятой седмицы Великого поста и день её смерти — 14 апреля (1 апреля по старому стилю). 

В центре Успенсого храма города Темникова установили аналой, на котором лежал Великий канон. Настоятель, митрофорный протоиерей Иоанн Семин, вышел из алтаря с зажженной свечей, хор торжественно и в то же время скорбно запел «Помощник и покровитель…», началось чтение.

2015-03-25 16-29-50 Ширина 1024 Высота 768

Сам Великий канон состоит из 250 тропарей, великим он называется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Напоминая, что пост — это время покаяния и очищения, весь канон преподобного Андрея направлен к тому, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

Весь храм стоял на коленях и в сердцах, вместе с батюшкой и хором взывал: «Помилуй мя Боже, помилуй мя!» Во время длительного Богослужения усталости не чувствовалось, несмотря на множество земных поклонов.

Усердно помолившись ко Господу и его святым угодникам прихожане с тихой радостью расходились по домам…

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2