Лента последних материалов

Колодец Иакова

Человек, хоть раз побывавший на Святой Земле, надолго сохраняет в своем сердце полученную благодать, день за днем вновь переживая увиденное и стремится духом в это чудесное, пропитанное Евангельскими сюжетами место.

Фабрика форматов1

Колодец Иакова… Он сохранился до наших дней.

Фабрика форматов8

Прихожане Успенского храма кафедрального города Темникова вместе с настоятелем, митрофорным протоиереем Иоанном Семиным, путешествую по Святой Земле, побывали у древнего источника, находящегося в Самарии.

Фабрика форматов10

Эта живописная страна, испещренная долинами и горами, лежит между Иудеей и Галилеей, она тянется от равнины Саронской к Иордану и граничит к северу с Изреельской равниной.

Фабрика форматов2

После свержения и изгнания Архелая Ирода Самария составляла часть Иудейской провинции и управлялась римскими наместниками. Древними писателями восхвалялось её плодородие, пастбища, молочные продукты, изобилие плодов и источников. Очертания гор Самарийских мягки, холмы имеют приятную округлость, долины отличаются простором, воды ее спокойны.

Фабрика форматов3

Самаряне были постоянным предметом ненависти всех жителей Палестины, как галилеян, так и иудеев. Эта ненависть продолжалась много веков, и время ее только обостряло. Первой причиной этой ненависти послужило отделение десяти племен израильских, поколебавшее единство царства Давида. Затем последовало падение царства Израиля. Опустошенная выселением, Самария не могла противиться вторжению иноземных переселенцев, явившихся по приказанию Салманасара. Кровь Ефрема смешалась с кровью язычников. Хотя религия Моисея осталась главенствующей у самарян, тем не менее израильтяне отказывались признавать их за братьев; они прибавили к прежней ненависти еще и презрение.

Фабрика форматов4

В эпоху Иисуса Христа отношения между евреями и самарянами нисколько не утратили прежней враждебности. Она становилась даже глубже. Проходить Самарию по пути в Иерусалим было небезопасно. Многие галилеяне, чтобы миновать ее, направлялись в Иорданскую долину чрез Саронскую равнину. Самаряне мстили насилием за презрение, они отказывали даже в приюте.

Фабрика форматов5

Вся древняя земля Ханаанская полна воспоминаниями. Наиболее священные сосредоточены вокруг древнего Сихема. Город этот был построен между горами Гевал и Гаризим. Это место пересечения двух дорог, одна из которых идет к «великому морю» (Средиземному), Иордану и землям, лежащим по ту сторону, другая соединяет с Месопотамией, Халдейской равниной, Египтом. 

Фабрика форматов7

Разросшийся Сихем сделался столицей царства Израильского, но его величие скоро померкло. Но благодаря воспоминаниям Сихем все-таки пользовался большим уважением. Его счастливое положение близ двух дорог, служащих главными путями сообщения между востоком и западом, севером и югом, создало ему значительное торговое значение. Евреи называли его презрительным именем Сихарь, что было оскорбительным эпитетом, от seger — ложь или sicor — пьяница. В первом случае евреи намекали на богослужение самарян, в которое вошло много языческих обрядов; во втором - на порок, присущий всем жителям горы Ефрема.

Фабрика форматов9

На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится живописный греческий монастырь, построенный на территории византийского храма, где нам посчастливилось отслужить Божественную Литургию и причаститься Святых Христовых Тайн.

Фабрика форматов11

Под престолом храма находится древний колодец Иакова, глубинно которого достигает 30 метров. Наши паломники с благоговением набрали живительной водички, которую по евангельскому повествованию пил сам Господь Иисус Христос.

Фабрика форматов13

Здесь, в этом древнем храме, в 1979 году религиозными иудейскими фанатиками был убит архимандрит Филумен, служивший в этом храме и известный как человек высокой духовной жизни.

Фабрика форматов14

Незадолго до убийства группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, иудеи ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия. Гражданские власти Израиля объявили, что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало.

Архимандрит был похоронен в Иерусалиме, в резиденции Иерусалимской Патриархии на Сионе. Через несколько лет его гробница была вскрыта, и мощи обнаружены практически полностью нетленными. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли сюда, в древний Сихем (Наблус).

11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2